" Яндекс.Метрика

Авиа новости

Авиа новости » Авиа новости » Ту-154 — труженик неба

Авиа новости

Ту-154 — труженик неба

Ту-154 — труженик неба

В начале 60-х годов на воздушных линиях Аэрофлота протяжённостью от 1500 до 3500 км, прочно обосновались великолепно себя зарекомендовавшие самолёты Ту — 104, Ил — 18 и Ан — 10. Из них Ту — 104 и его модификации обладали самой большой крейсерской скоростью и обеспечивали наилучший комфорт. Ан — 10 имел наилучшие взлётно-посадочные характеристики, а Ил — 18 - наибольшие дальности полёта и наилучшие экономические показатели. В составе отечественного гражданского воздушного флота находились три абсолютно разных пассажирских самолёта одного класса, что приводило к сложностям в обеспечении нормального процесса технической эксплуатации парка конструктивно значительно отличавшихся между собой самолётов.


Разраба­тывая во второй половине шестидесятых годов проект нового пассажирского лайнера, коллектив опытного конструкторско­го бюро академика А. Н. Туполева стремился соче­тать в нём лучшие качества трёх этих самолётов: скорость Ту — 104, дальность и экономичность Ил — 18, взлётно-посадочные качества Ан — 10. И конструкторам удалось это осуществить. При крейсерской скорости в 900—950 км/час на высоте 11 тыс. м и коммерческой нагрузке в 18 т дальность Ту — 154 превышала 3200 км. При скорости 850 км/час дальность полёта составляла более 4700 км.


Среднемагистральный пассажирский лайнер Ту — 154 является одним из лучших представителей второго поколения советских турбореактивных самолётов. Работы по его проектированию в ОКБ А.Н.Туполева нача­лись в 1963 году. Перед коллективом КБ стояла задача получить максимальную эксплуатационную экономическую эф­фективность самолёта подобного класса. В этой машине были воплоще­ны последние достижения науки и техники, которые имелись на тот момент в распоряжении туполевского ОКБ.


Три мощных турбовентиляторных двигателя НК — 8-2 со взлётной тягой по 9500 кг каждый позволяют экс­плуатировать самолёт практически во всех климати­ческих зонах. Высокая энерговооруженность даёт воз­можность Ту — 154 взлетать с полной нагрузкой даже с высокогорных аэродромов. При этом два внешних двигателя были оборудованы реверсом тяги.


Для повышения весовой отдачи машины широко использовались конструктивные детали и прессованные элементы. Всё это вместе с другими технологическими решениями и при соблюдении требуемых норм прочности позволило умень­шить вес пустого самолёта до 51-55 тонн, а взлётный вес составляет 98-102 тонны.







































































































Технические характеристики
СамолётТу — 154БТу — 154М
Экипаж, чел.53
ДвигателиНК — 8-2УД-ЗОКУ — 154
Число двигателей Х взлётная тяга, т3 x 10,53 x 11
Максимальный взлётный вес, т98-100100-104
Максимальная коммерческая нагрузка, т18
Число пассажиров164-180164-175
Крейсерская скорость полёта, км/час900935
Практический потолок, м1230012100
Дальность практическая с полной коммерч. загрузкой, км26503900
Дальность с макс., запасом топлива39006500
Расход топлива на пассажиро-километр г/пасс-км40,031,05
Потребная длина ВПП, м22002500
Диаметр фюзеляжа, м3,8
Длина самолёта, м47.9
Размах крыла, м37,55
Площадь крыла, м2201,45202
Высота самолёта, м ­11,4
Вес пустого самолёта, т5155
Вес топлива, макс, т39,75

Фюзеляж Ту — 154 — типа полумонокок круглого се­чения. Носовая и средняя части, в которых размеще­ны кабина экипажа и два пассажирских салона, пред­ставляют собой одну полностью герметизированную кабину, разделённую лишь лёгкими переборками.


Широкое использование легкосъёмных элементов оборудования герметизированного отсека позволяет легко менять количество кресел в салонах — от 128 в смешанном варианте до 158 в основном и 174 в туристическом. Объём фюзеляжа превышает 163 м³. На­ружный диаметр его поперечного сечения 3,8 м. Ширина пассажирского салона 3,5 м, высота 2,2 м.


В хвостовой негерметичной части фюзеляжа находит­ся грузовое помещение, средний двигатель и вспомо­гательная силовая установка.


Размещение двигателей в хвостовой части и их компоновка позволили конструкторам максимально механизировать крыло, добиться уменьшения воздей­ствия звуковых пульсирующих нагрузок от реактив­ных струй на конструкцию самолёта.


При отказе одного из двигателей кренящий и раз­ворачивающий моменты очень невелики. Самолёт сво­бодно продолжает полёт без потери высоты. А на высоте 5 тыс. метров горизонтальный полёт возможен даже при одном работающем двигателе.


Крыло самолёта трёхлонжеронное, стреловидное с углом 35° по линии 1/4 хорд. Его площадь 201,5 м². Крыло состоит из центроплана и двух отъёмных стреловидных частей. Помимо элеронов, крыло имеет элерон-интерцептор, трёхщелевые закрылки, щелевые предкрылки, занимающие носок крыла почти по все­му размаху. Закрылки находятся между элеронами. Интерцепторы размещены над закрылками по четыре секции на каждом полукрыле. Элероны обеспечивают нормальную управляе­мость в крейсерском полёте. На меньших скоростях в помощь им подключаются внешние секции интерцепторов, а их средние секции используются как воздушные тормоза.


На Ту — 154 применено стреловидное хвостовое Т-образное оперение, с верхним расположением подвижного стабили­затора. Изменение его угла установки при взлёте и посадке производится специальным электромеханиз­мом. Рули направления и высоты сотовой конструк­ции. При этом рули высоты не связаны друг с другом. Удачная компоновка всего самолёта и его мощные двигатели обеспечивают короткий для такого класса машин разбег — 1000—1300 м и относительно неболь­шую посадочную скорость — 212—225 км/час.


Самолёт Ту — 154 оснащён оборудованием, позволяю­щим выполнять регулярные полёты в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях.


Уже в период проектирования и постройки первого опытного самолёта в ОКБ рассматривался грузовой вариант, рассчитанный на перевозку 25000 кг на расстояние 2000-2500 км с крейсерской скорость 900 км/ч. В этот же период в эскизном проектировании находился вариант самолёта с увеличенной длиной фюзеляжа на 240-250 пассажирских мест и с дальностью беспосадочного полёта 2000-2500 км.

Ту-154 — труженик неба

В ходе проектирования предлагалось подготовить три основных варианта самолёта: Ту — 154А, Ту — 154Д и Ту — 154Б. Ту — 154А — основной серийный вариант; Ту — 154Д — дальний вариант с уменьшенной коммерческой загрузкой, увеличенным запасом топлива и увеличенным размахом крыла; Ту — 154Б — самолёт с увеличенной пассажировместимостью и коммерческой нагрузкой за счёт врезки в фюзеляж дополнительной секции.


Первый полёт Ту — 154 совершил 3 октября 1968 г. Серийное производство самолётов Ту — 154А с максимальным взлётным весом 94 т было начато в 1970 году, в конце того же года самолёт поступил во Внуково. В мае 1971 года его начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. На трассы «Аэрофлота» лайнер вышел в начале 1972 года. Свой первый регулярный рейс Москва — Минеральные Воды Ту — 154 совершил в день 49-й годовщины «Аэрофлота» — 9 февраля 1972 года. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е.И. Багмута, второго пилота А.В. Алимова, штурмана В.А. Самсонова и бортинженера С.С. Сердюка. В конце 1975 года был разработан вариант Ту — 154Б с максимальным взлётным весом 98 т.


Самолёт производился на Куйбышевском авиационном заводе, в настоящее время — ОАО «Авиакор-авиационный завод», Самара. Всего было построено 930 самолётов типа Ту — 154.


На базе самолёта Ту — 154Б в первой половине 80-х годов была создана усовершенствованная модификация — Ту — 154М. Главное достоинство этого самолёта – топливная эффективность. Он оснащён более экономичными ТРДД Соловьёва Д — 30КУ — 154-II и пилотажно-навигационным комплексом «Жасмин» на базе инерциальной системы И — 21 и АБСУ — 154-3. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало повышение топливной эффективности на 30% и позволило значительно увеличить дальность полёта — часовая экономия составляла около тонны по сравнению с Ту — 154Б.


Трёхщелевые закрылки были заменены на более эффективные двухщелевые — третье звено закрылка сделали единым целым со вторым и увеличили максимальный угол отклонения. Была добавлена новая, 36-градусная позиция выпущенного положения закрылков, что позволило снизить шум при посадке. Максимальный взлётный вес составил 102-104 тонны в зависимости от марки тормозов. Производство этой модификации продолжалось до 2012 года.


В эксплуатацию самолёты Ту — 154М поступили в 1986 году. Шум на местности, создаваемый самолётом Ту — 154М, удовлетворяет требованиям главы 3 стандарта ИКАО. Последняя модифика­ция Ту — 154М по своим лётным и экономическим характеристикам значительно превосходила первые модификации Ту — 154.


Первый серийный самолёт Ту — 154М со­вершил первый полёт 16 июля 1984 г. и вскоре был запу­щен в серию. Самолёты Ту — 154 активно экспортировались за рубеж, всего за границу было поставлено 166 машин различных модифика­ций, из них Ту — 154М — 98 машин.


Ту-154 — труженик неба
Читайте также: Идём в кино на «Экипаж»!

В истории советской/российской авиации есть трагические страницы, связанные с Ту — 154 - достаточно вспомнить авиакатастрофы Ту — 154Б — 2 СССР — 85311 под Учкудуком (Узбекистан) 10 июля 1985 года, Ту — 154М RA — 85185 под Донецком 22 августа 2006 года или крушение Ту — 154Б — 2 RA — 85572 при вылете из Сочи 25 декабря 2016 года.


Лайнер снимался в фильме «Экипаж» Юрия Митты в 1979 году. Эпизодическая, но важная и трагическая роль выпала этому самолёту и в новом фильме «Экипаж», вышедшем на экраны в апреле 2016 года. В фильме «Ёлки — 2» в истории «Самолёт» использованы реальные события, произошедшие с авиалайнером в 2010 году.


7 сентября 2010 года Ту — 154М RA — 85684 авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный—Москва. Через 3,5 часа после взлёта на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге экипаж произвёл вынужденную посадку лайнера по визуальным ориентирам в бывшем аэропорту Ижма в Республике Коми на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки при пробеге самолёт выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолёта 81 человека не пострадал.


Ту-154 — труженик неба
Фото (с) Михаила Комарова, http://russianplanes.net/id29156

Самолёт был сильно повреждён, и первоначально объявили о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима ВПП длиной 2500 метров, в то время как полоса в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Затем авиакомпания «Алроса» решила восстановить борт RA — 85684, его отбуксировали на ВПП, где начали готовить к вылету. В частности, замене на месте подлежали два двигателя, в которые при посадке попали ветки деревьев. Для взлёта с короткой полосы и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.


24 марта 2011 года борт RA — 85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом топлива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего борт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор».


Позже борт RA — 85684 получил имя собственное — «Ижма»


К 16 июня 2011 года ремонт закончился. Отремонтированный лайнер был передан авиакомпании «Алроса», в которой он эксплуатировался до 29 сентября 2018 года.


Ту-154 — труженик неба
Последний полёт 29 сентября 2018 года / Александр Листопад. Толмачёво, Новосибирск, https://russianplanes.net/id238851

29 сентября 2018 года лайнер Ту — 154М RA — 85684 выполнил свой последний рейс из Мирного в аэропорт Толмачёво. Здесь он будет установлен на привокзальной площади рядом с Ил — 86 на вечное хранение.


Теперь в России пассажирские перевозки выполняет только один самолёт Ту — 154М — это борт RA — 85757 авиакомпании «Алроса».


Но самолёт продолжает свою лётную жизнь. Большая часть оставшихся в строю лайнеров используется в лётном отряде министерства обороны России. Также самолёт эксплуатируется в ВВС Китая, в Северной Корее, Казахстане, Словакии.


Источники:



  • Справочник «Самолёты страны Советов». Москва, ДОСААФ, 1973 г.

  • Неофициальный реестр Russianplanes.net

  • Авиационная энциклопедия «Уголок неба»

  • Официальный сайт ОКБ Туполева

  • Все новости Новосибирской области

  • Википедия


Андрей Величко специально для сайта «Авиация России»




Похожие новости

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу