Производство композитного крыла CR929 предлагается организовать в Приморском крае
Новое производственное предприятие для изготовления композитного крыла российско-китайского ШФДМС...
В сентябре 2018 года ульяновское предприятие по выпуску композитного крыла для самолёта МС — 21 АО «АэроКомпозит» попало под очередную волну американских санкций. Причём в сообщении Министерства торговли США указано, что «АэроКомпозит» удостоился такой чести за «поддержку российской аэрокосмической военной программы». В тоже время, в открытых источниках нет никаких данных о заказах для Минобороны РФ, выполненных ульяновским предприятием.
«АэроКомпозит» – это единственный в мире завод по производству крупногабаритных силовых элементов крыла и фюзеляжа самолёта МС — 21 из композиционных материалов. Инновационность производства заключается в том, что в России впервые в мировом авиастроении применили метод вакуумной инфузии для изготовления цельных панелей крыла пассажирского самолёта. Сложность процесса заключается в том, что лонжероны и обшивка крыла со стрингерами, выкладываются из сухого углеволокна, а пропитка смолой происходит уже в термоинфузионной установке.
Американский авиагигант для своего «Дримлайнера» изготавливает композитные крылья из препрегов методом автоклавного формования, который гораздо дороже и не позволяет производить крупногабаритные силовые элементы конструкции самолёта.
И если американский политикум ещё несколько лет назад не воспринимал всерьёз конкурентную угрозу своим самым последним вариациям Boeing 737, то в 2018 году к ним пришло осознание, что российский МС — 21 - это не «замки на песке», что пройдёт ещё несколько лет и этот самолёт будет опаснейшим конкурентом и врагом №1 самому массовому американскому узкофюзеляжному самолёту. В Штатах напряглись, и «АэроКомпозит», как производитель главного инновационного элемента конструкции МС — 21, попал под санкции.
Чем грозят американские санкции новому лайнеру корпорации «Иркут»?
При производстве крыла МС — 21 используется углеволокно и пропитывающая смола производства американских компаний Hexcel, Cytec и японской Toray Industries. Не нужно быть провидцем, чтобы понимать, рано или поздно на компоненты для изготовления композитных деталей самолёта будут введены ограничения. В середине и в конце «нулевых» годов, когда разрабатывалась технология производства крыла и строился завод «АэроКомпозит», было проще и, главное, быстрее купить нужные компоненты за рубежом. Разработка своих современных технологий — дело нужное и необходимое, но длительное и дорогостоящее, а в мире есть всего две-три страны, которые имеют высокотехнологичные предприятия, выпускающие необходимые материалы, подходящие к тому же под требования оборудования для сухой выкладки углеволокна. Поэтому выбора, кроме США и их вассала — Японии, практически не было.
Всё это время в России не сидели сложа руки. Отечественные научные предприятия и промышленное производство разрабатывали свои аналоги, не уступающие американским и японским. И современные технологии и компоненты для изготовления композиционных деталей, удовлетворяющих требованиям аэрокосмической отрасли, у нас есть.
Самый современный российский истребитель Су — 57 на четверть состоит из композитных деталей, а 70% обшивки крыла этого самолёта изготовлено из углеволокна, причём во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) был создан новый вид полимера, предохраняющий самолёт от удара молнии. Углепластики, имея в своей основе углерод, проводят ток, но их сопротивление значительно больше, чем у металлов. В результате углепластиковая деталь под действием разряда молнии может оплавиться и даже разрушиться. Учёные ВИАМ разработали полимерный композит со специально подобранными компонентами, которые увеличили электро- и теплопроводность детали, что позволяет электрическому разряду стекать с поверхности крыла не повреждая его элементы.
Ещё один пример — новая разработка КБ Камова вертолёт Ка — 62. Этот многоцелевой вертолёт предполагается эксплуатировать как в военных, так и в гражданских целях. Министерством обороны закладывались очень жёсткие требования по ударостойкости. Доля композитных материалов в нём составляет 60%, что делает вертолёт исключительно прочным.
Резидент «Сколково» — компания «СИНТЕЗ-ПРОЕКТ» разработала новое сверхпрочное углеволокно для изготовления корпусов космических аппаратов, крыльев самолётов, лопастей вертолётов и сопел двигателей.
По словам куратора проекта Василия Аристова, пластинка из этого волокна размером 10 на 1 мм выдерживает на растяжение 2,5 тонны. «Удельная прочность этого материала, при одинаковом весе, в 8 раз больше, чем у самой прочной стали. Разработанный уникальный материал имеет в 30 раз меньшее влагопоглощение, чем применяемые в настоящее время композитные материалы на основе эпоксидных связующих. А так же в 100 раз лучшую трещиностойкость, высокую температуростойкость и размеростабильность», — сообщил он на авиасалоне МАКС — 2017.
В Московском Государственном Университете разработан новый термостойкий полимерный композит, обладающий более высокой прочностью, чем авиационный титан или алюминий.
«Сейчас температурный диапазон применения полимерных композитов составляет не более 150 град. для самых распространенных материалов и до 250 градусов Цельсия — для термостойких. Мы же разработали материалы, пригодные для эксплуатации при температурах до 450 град., обладающие при этом простотой переработки, сравнимой с наиболее распространёнными в применении для этих целей эпоксидными смолами», — заявил Борис Булгаков, один из создателей материала.
С целью формирования рынка композиционных материалов у нас в стране было создано АО «НПК »Химпроминжиниринг« — управляющая компания дивизиона госкорпорации »Росатом" по композитным материалам, которая под брендом Umatex Group объединяет научно-исследовательский центр и предприятия по производству высокопрочных и высокомодульных углеродных волокон и тканей на их основе. Компания ведёт разработку технологий, цель которых использовать в программе МС — 21 углеродное волокно, ткань и предварительно пропитанные материалы только российского производства.
Двадцать седьмого февраля 2017 года в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи глава Саратовской области Валерий Радаев и гендиректор «НПК »Химпроминжиниринг« Александр Тюнин подписали соглашение о строительстве на промышленной площадке »Саратоворгсинтез" современного завода отечественного сырья (полиакрилонитрильных нитей, ПАН-прекурсоров) для углеродных волокон. Мощность завода — четыре тысячи тонн продукции в год с последующим увеличением до 25 тысяч тонн. Объём инвестиций — 5,2 миллиарда рублей, срок реализации проекта — 2017-2020 годы.
Ввод в эксплуатацию первого пускового этапа производства намечен на 2019 год, второго пускового этапа – на 2020 год.
«Для нас очень важна кооперация с РосАтомом, потому что мы видим, что на сегодняшний день наша промышленность имеет технологические заделы — мы уже сертифицировали отечественную композитную нить и показали, что по прочности она не уступает американским или европейским аналогам, в том числе применяемой в производстве крыла МС — 21», — заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров в докладе, который он сделал на отраслевой конференции «Региональная Авиация – системный элемент магистральной инфраструктуры», состоявшейся в рамках «Транспортной недели — 2018».
Подведём итог.
Есть американские санкции, которые вводятся, чтобы ограничить, замедлить серийное производство, а в конечном итоге вывести из конкурентной борьбы новый российский самолёт МС — 21, реально затрагивающий национальные интересы США.
Есть горячие головы, которые, в основном на просторах Сети, призывают ответить американцам со всего размаха: прекратить поставки титана Боингу, прекратить запуски на МКС американских астронавтов нашими «Союзами», прекратить поставки ракетных двигателей РД — 180 для американской программы освоения космоса тяжёлыми ракетоносителями.
Перечисленные высокотехнологичные отрасли кооперации держат США в большой зависимости от России — они на крючке. И не в наших интересах, чтобы они сорвались с этого крючка. Во-первых, — это деньги, а во-вторых, в самих США происходит замедление развития технологий и производства. Как доказательство — аналогичный ракетный двигатель класса РД — 180 не разработан, запуски астронавтов будут продолжаться и после 2020 года.
А тем временем МС — 21 станет менее зависим от американских комплектующих, и не потребуется, как с Суперджетом, делать запросы, чтобы продать самолёт в Иран.
Источники:
ТК «Звезда» — https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201705281715-xcyf.htm
Сайт «Авиация России»:
РИА Новости:
ТАСС — https://tass.ru/kosmos/5984395
Aviation Explorer — https://www.aex.ru/docs/3/2018/11/30/2845/
Новое производственное предприятие для изготовления композитного крыла российско-китайского ШФДМС...
Серийные поставки самолётов МС — 21 для авиакомпании «Аэрофлот» начнутся в 2021 году, сообщил глава...
Предварительные испытания полимерных композиционных материалов (ПКМ), выпускаемых российской...
Риски новых западных санкций в отношении программы по созданию самолёта МС — 21 сохраняются,...
Недавно одно известное издание распространило информацию, что выпуск самолёта МС — 21 оказался под...
Госкорпорация «Ростех» полностью прекратила закупки полмерно-композиционные материалов за рубежом,...
Крыло, центроплан и оперение самолёта МС — 21 производятся из полимерно-композиционных материалов....
К усиленному крылу прикладывались максимальные нагрузки в 142,5% от эксплуатационных значений...
Ульяновское самолётостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной...
В число заказчиков самолета вошли авиакомпании «Якутия», Bek Air и первый неназванный клиент...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама