Авиа новости » Авиакомпании » Цифровой дебют NordStar

Авиакомпании

Цифровой дебют NordStar

Цифровой дебют NordStar

С принятием федерального закона “О цифровых активах” перспективы подконтрольного “Норильскому никелю” перевозчика NordStar стать первой в России авиакомпанией, которая начнет использовать токены при продаже авиабилетов, кажутся весьма многообещающими. А личная заинтересованность Владимира Потанина в легализации разработанной для “Норникеля” блокчейн-платформы Atomyze (она уже получила одобрение Банка России) может оказать огромное влияние на авиаотрасль в России.

Как некогда, условно, усилия главы первого в России лоукостера “Победа” Андрея Калмыкова привели к появлению невозвратных и безбагажных авиабилетов.



Токен — единица учета, которая используется для представления цифрового баланса в некотором активе. Учет токенов ведется в базе данных на основе технологии блокчейн, а доступ к ним осуществляется через специальные приложения с использованием схем электронной подписи.



Но сегодня сложно представить в дистрибуции авиауслуг использование цифровых валют. Во-первых, из-за отсутствия необходимого для этого законодательства. Во-вторых, в силу сильной зарегулированности отрасли. В-третьих, в связи с отсутствием единого понимания у всех участников рынка в необходимости перехода на цифровую валюту, а также с незнанием этой новации.


Однако с принятием вышеупомянутого федерального закона у российских авиакомпаний, по всей видимости, появится такая возможность. И заявление Владимира Потанина о расширении сферы применения токенов, выпускаемых блокчейн-платформой Atomyze, для покупки билетов на рейсы NordStar свидетельствует о серьезных намерениях “Норникеля” сделать подконтрольную ей авиакомпанию российским первопроходцем в этой области.


Но отсутствие реальных примеров продажи авиауслуг с использованием криптовалюты затрудняет сегодня представление о том, каким образом может быть токенизирована продажа авиабилетов.


Контекст


О возможности использования токенов для оплаты билетов на рейсы подконтрольной “Норникелю” авиакомпании Nordstar первым написал Bloomberg после того, как взял интервью у российского миллиардера Владимира Потанина (занимает шестую строчку в российском списке Forbes). Ему принадлежит, по данным Forbes, более 30% акций “Норникеля”.


В декабре 2019 г. Владимир Потанин в интервью Bloomberg анонсировал начало тестирования цифровой платформы Atomyze для торговли металлическими токенами.


Уже в феврале этого года платформу одобрил комитет Банка России по развитию финансового рынка после успешного тестирования.


Блокчейн-платформа, построенная американской компанией IBM и основанная на базе распределенной блокчейн-сети Hyperledger, может быть запущена только к концу 2020 г. после принятия и вступления в силу соответствующего закона.


Что известно о блокчейн-платформе Atomyze


Сервис представляет собой первую в России платформу под гибридные права и позволяет токенизировать (оцифровать) разного рода товары и услуги, чтобы упростить взаимодействие компаний с клиентами и ускорить сделки.



Цель Atomyze — ускорение транзакций и сокращение бумажной работы и взаимодействия между клиентами и компаниями. Сервис будет сотрудничать со “Сбербанком” для обработки денежных операций физических лиц.



В сообщении “Норникеля” говорится, что данный “сервис — проект “Норникеля” по созданию в России уникальной экосистемы, которая позволит “оцифровать” (токенизировать) любые активы и обеспечит последующее обращение размещенных токенов Asset-Backed Coin (ABC-токенов)”.



Asset-backed tokens — цифровые обязательства на реальные товары или услуги (килограммы морковки, час работы строителя и т. п.).



При этом АВС-токен может обеспечиваться биржевыми товарами, правами требования, финансовыми инструментами, недвижимостью, услугами и другими активами. Электронная площадка Atomyze будет выступать в качестве оператора, обеспечивающего процесс перевода прав на владение активом в цифровой вид (токен) при помощи современной и безопасной технологии распределенного реестра, а также обеспечивающего функционирование рынка токенов и производных инструментов.


Клиенты “Норникеля”, участвующие в проекте, поначалу получат возможность приобретать токены, которые будут им гарантировать право на определенное количество металла без привязки к его физической поставке.


Легализация криптовалют


С марта 2019 г. законопроект “О цифровых активах” ожидает рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе.



Его принятие из-за разногласий в правительстве, ЦБ и профессиональном сообществе по легализации криптовалют постоянно откладывается.



В ноябре 2019 г. после того, как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к президенту России с просьбой ускорить принятие документа, чтобы снизить зависимость от расчетов в традиционной валюте, Владимир Путин попросил правительство поддержать дальнейшее развитие цифровых активов.


В том же месяце источники РБК сообщили о том, что в новой версии законопроекта появилось понятие “цифровых валют”.


Под цифровыми валютами стала пониматься “совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), используемых в информационных системах и предлагаемых в качестве средства платежа”.


Кроме того, законопроект предусматривает возможность выпуска, обращения и обмена (сделки “купли-продажи”) цифровых аналогов (токенов) долговых расписок, облигаций и прав на участие в капитале индивидуальными предпринимателями и юрлицами в рамках определенной информационной системы. При этом само понятие “токен” в законопроекте не фигурирует.  


Законопроект по результатам тестирования блокчейн-платформы “Норникеля” Atomyze был вновь доработан.  По словам члена координационного совета РСПП по вопросам цифровизации Ольги Войтович, законопроект находится в высокой степени готовности и может быть принят в весеннюю сессию, если ведомства придут к компромиссу.


Опыт S7 в продажах авиабилетов через блокчейн


Авиакомпания S7 совместно с “Альфа-Банком” разработали платформу на основе блокчейн-технологии для автоматизации исполнения финансовых обязательств, с помощью которой S7 получает в онлайн-режиме средства за проданные билеты от агентов.


В результате удалось сократить процесс взаиморасчетов с 14 дней до менее чем 5 минут. С блокчейном агентам, подключенным к платформе, не требуется получать банковскую гарантию или хранить депозит в авиакомпании, чтобы гарантировать оплату за билеты.



Комиссия банка за обеспечение гарантии может достигать от 2,5% до 4% от ее суммы. Система сама проверяет наличие средств у агента и переводит их авиакомпании.



По итогам 2019 г. экономический эффект, то есть продажи билетов, которые без блокчейн-платформы не были бы реализованы, должен был достичь 200 млн руб, рассказывал “Ведомостям” замдиректора S7 по информационным технологиям Павел Воронин.


Однако в масштабах годовой выручки S7, которая превышает 100 млрд руб, растущий объем поступлений от продаж авиабилетов через блокчейн-платформу несущественен.



На сегодняшний день у агентов невысокий уровень доверия к новой технологии, используемой среди всех российских авиакомпаний только S7.



По словам основателя онлайн-агентства Biletix Александра Сизинцева, механизм использования блокчейна в расчетах с агентами несовершенен, потому что, например, в блокчейне деньги в момент транзакции уже должны быть на счету у агента, а онлайн-агентства проводят транзакции клиентов по картам, что требует времени (до суток), поэтому онлайн-агентства не могут подключиться к системе.


Токен от NordStar


NordStar может стать первой в России авиакомпанией, продавшей авиабилет с использованием токена, после легализации криптовалют благодаря участию в проекте цифровой платформы “Норникеля”, которую старший вице-президент «Норникеля» Сергей Батехин называет “первым значимым проектом” в России как по токенизации, так и по практическому промышленному применению технологии распределенных реестров.


В общем понимании возможное использование токенов при продаже авиабилетов с использованием блокчейн-технологии может привести:



  • к появлению новой системы взаиморасчетов между авиакомпанией и клиентами, но не к появлению нового средства платежа;

  • к уходу от традиционных процессов взаиморасчетов с агентами или максимальному их сокращению;

  • к упрощению взаимодействия компаний с клиентами и агентами;

  • к снижению зависимости от расчетов в традиционной валюте;

  • к снижению стоимости продажи билетов, что в конечном итоге приведет к уменьшению цен на авиабилеты;

  • к возможности авиакомпании привлекать неограниченные стоимостью только одной авиаперевозки средства взамен на токены, дающие их владельцам право получить авиабилеты на рейсы этой авиакомпании (этот инструмент потенциально может быть интересен, например, нефтяным компаниям, которые ежегодно заключают договоры на перевозку вахтовиков); 

  • к повышению собственных продаж авиабилетов авиакомпании.  


Сегодня при покупке авиабилетов у туристического агентства или напрямую у авиакомпании деньги клиента списываются не сразу с его счета и поступают на счет авиакомпании, а только после проверки банком сделки. При этом если средства за купленный авиабилет направляются через ту или иную систему взаиморасчетов (например, IATA BSP или СВВТ ТКП), то на каждом этапе транзакция также будет подвергаться дополнительным проверкам, причем чем больше будет этапов (а при переводе средств из одного банка в другой их бывает очень много), тем дольше будут длиться проверки и тем дольше деньги будут переводиться со счета на счет.







Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу