Авиа новости » Авиакомпании » Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели

Авиакомпании

Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели

Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели

Текущую ситуацию в мировом воздушном транспорте и индустрии путешествий можно трактовать по-разному: с одной стороны – сектор авиаперевозок возрождается, и в каком-то смысле довольно быстро, с другой стороны – до окончательного возвращения к до-коронавирусным временам еще предстоит довольно долгий путь.

В несколько упрощенном виде можно утверждать, что восстановление происходит наилучшим образом в тех странах и регионах, где есть большой внутренний рынок и отсутствуют серьезные ограничения на путешествия.


Как следствие, Китай, Россия, Бразилия и США лидируют в процессе восстановления перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ). По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Китае объем перевозок в пассажиро-километрах в мае этого года вырос на 6,3% по сравнению с маем 2019 г., а в России – на 22,6%.



Статические данные, приведенные в недавнем отчете о деятельности мировых авиакомпаний World Airline Report, опубликованном крупнейшей в мире авиационной информационно-медийной группой Aviation Week, показывают, что по итогам 2020 года российская группа авиакомпаний «Аэрофлот» занимает в мировом рейтинге 14 место по количеству обслуженных пассажиров. В рейтинге европейских традиционных авиаперевозчиков группа «Аэрофлот» располагается в непосредственной близости от лидеров — Air France–KLM Group (в которую входят авиакомпании Air France, KLM, Transavia, Hop), IAG (состоящая из Aer Lingus, British Airways, Iberia, Vueling, Level) и Lufthansa Group (Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines и Eurowings). Кроме этого, группа «Аэрофлот» находится в мировых лидерах по темпам восстановления ( — 50,3% по сравнению с доковидным периодом).


Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели



При этом, например, летний спрос на воздушные путешествия в США превосходит способность некоторых авиакомпаний вернуть в строй достаточное количество экипажей для удовлетворения текущих потребностей.


С другой стороны, Австралия и Канада тоже имеют большие внутренние рынки, но в этих странах продолжают действовать серьезные ограничения и даже запреты на перемещения и, как ожидается, восстановление авиаперевозок будет гораздо более медленным. В некоторых регионах процессы восстановления перевозок замедляет возникновение новых штаммов коронавируса. Так, например, с момента появления дельта-штамма вируса в этом году перевозки на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) в Индии и Японии рухнули.


Восстановление международного воздушного сообщения более однородно по всему миру, но отнюдь не в положительном смысле. В то время как в мае снижение пассажиропотока на ВВЛ составило 23,9% по сравнению с маем 2019 г., глобальное снижение пассажиропотока на международных воздушных линиях (МВЛ) достигло устрашающих 85,1%. Авиакомпании Азиатско-тихоокеанского региона, которые, как предполагали многие, будут среди первых восстановившихся, в мае потеряли 94,3% пассажиров по сравнению с маем 2019 г.


Сегодня, когда в северном полушарии летний сезон еще продолжается, пассажирские перевозки на МВЛ по-прежнему остаются очень слабыми и чрезвычайно зависимыми от государственных ограничений, карантинных мер, требований по выполнению сложных и дорогостоящих тестов. В Европе снижение международного трафика в мае по-прежнему составляло 84,7% по сравнению с предкризисным уровнем. На Ближнем Востоке падение авиационных перевозок на МВЛ достигло 81,3%. В Латинской Америке авиакомпании фиксируют снижение пассажиропотока на международных линиях на 75,1%. Североамериканские авиакомпании потеряли 74,4% международных пассажиров. Авиаперевозки в Африке недосчитались 71,4% пассажиров на МВЛ.


Очевидно, что восстановление авиационных перевозок может быть более быстрым или более медленным, но радикальные изменения могут стать возможными только благодаря быстрому развертыванию масштабных кампаний по прививке населения высокоэффективными вакцинами. Растущие уровни вакцинации заставляют даже самые упрямые правительства начинать открывать национальные границы, создавая таким образом лучшие перспективы для восстановления международного воздушного сообщения в четвертом квартале 2021 года.


Так, например, американо-канадский рынок, который практически застыл на целый год, может вернуться к нормальной жизни уже в сентябре, когда, как утверждает канадское правительство, авиапутешествия будут снова открыты для всех полностью вакцинированных в США и Канаде – без необходимости находиться в карантине. В нормальные годы около 22 миллионов канадцев посещают США, пользуясь услугами авиакомпаний. В сентябре-октябре Канада может полностью открыть свои границы для всех вакцинированных путешественников.


Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели


Авиасообщение в этом году очевидно восстанавливается, однако, оно в значительной мере ориентировано на личные и туристические поездки. Только в США расходы на путешествия участников крупных мероприятий в 2020 г. снизилось на 76%. В соответствии с данными US Travel Association, потери в секторе корпоративных путешествий составили 97 млрд долл. и восстановление будет долгим и мучительным. Даже в середине 2021 г. только 35% из американских корпораций санкционировали какие-либо деловые поездки. Однако практика проведения массовых профессиональных мероприятий начинают возвращаться в Китае, США и России.


Виртуальные встречи и видеоконференции возможно продолжат заменять «физические» корпоративные и деловые мероприятия на протяжении какого-то времени, но очевидно, что они не работают в достаточной степени хорошо для установления и развития бизнес-отношений или проведения масштабных выставок или конференций.


Главный вопрос состоит в том, станет ли восстановление деловых поездок – вне зависимости от кого, когда они вернутся в нашу жизнь — столь же быстрым, как сейчас рост некоторых внутренних туристических направлений, или же потребуется значительное время для медленного восстановления уверенности компаний в необходимости возвращения к нормальным корпоративным практикам.


Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели



ОПЕРАЦИОННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ» В ИЮЛЕ: ЕЩЕ ЛУЧШЕ


ПАО «Аэрофлот» опубликовало операционные результаты авиакомпаний группы за июль 2021 года. Ключевые показатели группы продолжают улучшаться:


•   Общий объем перевозок за второй месяц лета составил 5,2 млн пассажиров, что на 83,3% выше показателя аналогичного периода 2020 года и всего лишь на 16,3% ниже показателя доковидного 2019 года.


•   На внутренних линиях перевезено 4,4 млн пассажиров, что не только выше на 54,2% показателя аналогичного периода 2020 года, но и на 26,3% выше докризисного показателя.


•   Пассажирооборот увеличился на 97,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Предельный пассажирооборот увеличился на 87,3% по сравнению с показателем 2020 года.


•   Процент занятости пассажирских кресел увеличился на 4,2 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 83,4%.


•   Общий объем перевозок грузов и почты составил 23,7 тыс. тонн, что на 36,9% выше показателя аналогичного периода 2020 года.


•   Авиакомпания «Победа» перевезла 1,5 млн пассажиров, процент занятости пассажирских кресел составил 95,3%.



ФИНАНСЫ


В финансовом отношении, авиакомпании мира, вероятно, будут иметь лучший —или по крайней мере не столь ужасный—2021 год, чем 2020. Международная ассоциация воздушного транспорта ожидает, что в этом году чистый убыток авиакомпаний мира составит примерно 47,7 млрд долл., что соответствует отрицательной рентабельности на уровне — 10,4%. В прошлом году чистый убыток авиакомпаний составил устрашающие 126,4 млрд долл.


Тем не менее, авиакомпании прогнозируют, что в этом году они «сожгут» очередные 81 млрд долл., а их суммарный долг увеличится до 650 млрд долл. Надежды на то, что индустрия авиаперевозок выйдет на позитивный поток денежных средств в четвертом квартале сместилась на начало 2022 г.


“Благодаря мерам правительственной поддержки, снижению затрат и успеху в доступе к рынкам капитала некоторые авиакомпании, как представляется, переживут эту бурю. Другие, менее защищены и им, возможно, потребуется привлекать дополнительные средства в банках или на финансовом рынке", — считает генеральный директор IATA Вилли Уолш.


Для более, чем 30 авиакомпаний светлое будущее не наступит: они уже прекратили свою деятельность. Но это число существенно меньше, чем можно было бы ожидать – главным образом благодаря правительственной поддержке. Пострадавшие – в основном дочерние компании крупных участников рынка, таких, как принадлежащая катарской Qatar Airways итальянская авиакомпания Air Italy и одна из небольших авиакомпаний группы IAG, Level Europe, или же небольшие нишевые перевозчики. Среди последних, вероятно, самая узнаваемая – английская региональная авиакомпания Flybe. Некоторые другие авиаперевозчики более крупных брендов были вынуждены пойти на реструктуризацию — это южноамериканские авиакомпании Avianca, Aeromexico, LATAM и британская Virgin Atlantic. Все они продолжают деятельность и, как ожидается, выйдут в лучшей форме после санации.


Сегодня практически для всех авиакомпаний мира главной целью является не прибыль, а выживание. Тем более замечателен результат южнокорейской Korean Air – операционная прибыль в 700 млн долл. и чистая прибыль в 100 млн долл. В числе членов весьма эксклюзивного клуба прибыльных авиакомпаний в 2020 г. оказались тайваньская China Airlines, китайская Spring Airlines и турецкая Turkish Airlines.


НА ЗЕМЛЕ


Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели


В аэропортовом секторе пандемия привела к ускорению тренда, который устойчиво обозначился еще до кризиса: китайские хабы быстро растут и их число увеличивается.


В то время, как и они не избежали снижения объемов пассажирских авиаперевозок, что случилось повсеместно в 2020 г., сегодня семь из 10 крупнейших аэропортов мира по числу обслуженных пассажиров находятся в континентальном Китае. Возглавляет рейтинг аэропорт Гуанчжоу (Байюн), через который прошло 43,8 млн. пассажиров в прошлом году. Все три «не-китайских» аэропорта в первой десятке – в США: Хартсфилд в Атланте, Даллас Форт Уорт и Денвер.


Прекращение международных перевозок стало особенно разрушительным для главных европейских хабов. Амстердамский Шипхол, Франкфурт, лондонский Хитроу и парижский Шарль де Голь потеряли более 70% пассажирского трафика.


Нью-Йоркский JFK—главные трансатлантические ворота — продемонстрировал снижение на 73,4%, а Дубай – на 70%. Эти мега-хабы возможно восстановят свои объемы, когда границы откроются, но это скорее случится в 2022 г., чем в 2021, а устойчивое восстановление будет зависеть от более стабильной государственной политики в области путешествий, основанной на серьезных научных данных.







Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу