Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.
Ученые Самарского университета создадут инновационное плазменное покрытие для защиты ракетных и авиационных двигателей от экстремально высоких температур, сообщает пресс-служба вуза.
"Ученые Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева в течение двух лет разработают и испытают на практике технологию производства инновационного теплозащитного плазменного покрытия для защиты конструктивных элементов ракетных и авиационных двигателей от экстремально высоких рабочих температур — порядка 1500 градусов по Цельсию и выше", — говорится в сообщении.
По данным пресс-службы, проект стал победителем конкурса программы "Умник" и получил финансовую поддержку Фонда содействия инновациям.
"Согласно расчетам, внедрение разрабатываемой технологии должно, как минимум, в два-три раза продлить ресурс важнейших конструктивных элементов горячего тракта двигателей, снизив тем самым необходимость в ремонте и замене дорогостоящих деталей", — цитирует пресс-служба автора проекта, старшего преподавателя кафедры производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении Михаила Гиорбелидзе.
Отмечается, что жаропрочное покрытие, способное долгое время выдерживать температуры порядка 1500 градусов по Цельсию, защитит от разрушения внутренние поверхности сопел и камер сгорания, лопатки турбин и другие элементы двигателей и энергоустановок. Покрытие наносится путем плазменного напыления: в струю из плазмы, направленную на обрабатываемую поверхность, подают частицы тугоплавкого вещества, например, оксида циркония, в виде порошка. Ускоряясь и нагреваясь в плазме, такие частицы попадают на обрабатываемый объект и образуют покрытие.
"Уникальность предлагаемого самарскими учеными термобарьерного покрытия заключается в его структуре: его можно сравнить со средневековым доспехом — кольчугой, состоящей из слоев плоских дискообразных частиц-чешуек, которые располагаются и скрепляются друг с другом в особом упорядоченном порядке. Толщина одной такой "чешуйки" — 10-20 микрометров, а толщина всей "кольчуги" в целом — всего менее полумиллиметра. За счет разрабатываемой технологии внутри отдельных "чешуек" удается сформировать наноструктурный слой материала, что позволяет повысить эксплуатационные свойства "доспеха", — говорится в релизе.
По итогам разработки технологии будут изготовлены опытные образцы покрытия для проведения испытаний.
Реклама