Для решения важной задачи уменьшения уровня вибрации вертолетов, ученые Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) разработали прототип системы активного демпфирования колебаний вертолетных лопастей. Такая система может быть внедрена в конструкцию перспективных российских многоцелевых вертолетов.
Высокий уровень вибрации – одна из основных проблем при эксплуатации вертолетов, негативно сказывающаяся на прочностных характеристиках летательного аппарата, функционировании бортового оборудования и снижает уровень комфорта пассажиров.
Работа проводится в рамках НИР «Порыв» Минпромторга РФ. В 2020–2021 годах система активного демпфирования вибраций была испытана в аэродинамической трубе Т 103 и на гоночной площадке ЦАГИ. В этом году разработку впервые исследовали в воздушном потоке аэродинамической трубы Т 104. Модель несущего винта, оснащенную демонстратором системы, установили на вертолетный стенд и испытывали на режимах висения и горизонтального полета. Учеными был получен широкий спектр экспериментальных данных.
Испытания показали хорошие результаты. «При использовании нашей разработки перегрузка на лопасти уменьшается до трех раз. Сейчас мы осуществляем настройку системы в ручном режиме, а в реальном полете специальное бортовое оборудование должно автоматически фиксировать полетные характеристики винтокрылой машины, а также данные о работе несущего винта и генерировать необходимые параметры управления активным демпфированием. Подготовленная нами научная база в будущем поможет создать элемент интеллектуальной системы управления вертолетом», – рассказал ведущий инженер отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ФАУ «ЦАГИ» Михаил Еремин.
Следующим этапом станет создание алгоритмов управления системой активного демпфирования и формирование облика интеллектуального бортового оборудования.
Реклама