Авиа новости » Авиастроение » Отсутствие вала заказов в Фарнборо – отражение состояния мировой авиаиндустрии

Авиастроение

Отсутствие вала заказов в Фарнборо – отражение состояния мировой авиаиндустрии

Отсутствие вала заказов в Фарнборо – отражение состояния мировой авиаиндустрии

ATO.ru — Известный авиасалон Farnborough International Airshow 2022, только что завершившийся в британском Фарнборо, был перенасыщен ожиданиями: это первая крупная европейская выставка после парижского Ле Бурже в 2019 году. Помимо радости от долгожданного очного общения, от салона ждали демонстрации успешности усилий по восстановлению отрасли – в том числе, крупных заказов и оптимистичных заявлений. Реальность не торопилась оправдывать ожидания. Недостатка в общении и встречах, действительно, не было. Но многие из них были посвящены поискам путей решения продолжающихся производственных и логистических проблем. Рекордная для Великобритании 40-градусная жара напомнила участникам об экологической повестке — как и пикеты экозащитников, перекрывших подъезды к Фарнборо в первый день салона, недвусмысленно давшие понять: давление на авиацию в рамках дебатов об устойчивом развитии (охране окружающей среды) будет только расти. Что касается заказов, то их было сравнительно немного – что не умаляет их значения.

НЕ ФОНТАН

Хотя громких анонсов было достаточно, по итогу, прошедший салон стал самым неурожайным за последние годы: производители совокупно подписали договоры на 441 ВС, включая 297 твердых заказов, 40 предзаказов и 104 опциона. Для сравнения, на предыдущем салоне в Фарнборо в 2018 году количество заказов приблизилось к 1,5 тыс.

Если в предыдущие годы львиную долю контрактов на крупных авиасалонах генерировали лоукост-перевозчики и лизинговые компании, в этом году почти половина заказов поступила от традиционных полносервисных авиакомпаний.

Для Boeing, очевидно, подписание хотя бы одного яркого контракта было необходимо, чтобы дать клиентам и поставщикам надежду, что снижение его доли на рынке узкофюзеляжных самолетов может быть замедленно. Таким событием стал твердый заказ на 100 Boeing 737MAX — 10 от американской авиакомпании Delta Air Lines. Соглашение было ожидаемым: такой крупный перевозчик (второй в мире) не может полагаться на единственного поставщика самолетов, до сих пор не подписался на МАХ (будучи крупным эксплуатантом 737NG) – и вообще не заказывала самолеты Boeing более десяти лет. Теперь же, Boeing будет поставлять МАХ всей американской «большой четверке» — Delta, American Airlines, Southwest Airlines и United Airlines. Для трансконтинентальных рейсов в США дальности В — 737-10 вполне достаточно.

В настоящее время Boeing пытается добиться от Конгресса США отсрочки по внедрению требования внесения изменений в систему оповещения экипажа, которое вступает в силу в конце текущего года. Президент компании Дэйв Калхун даже пригрозил закрыть программу, если регуляторы не сделают исключения для В — 737-10, который производитель не успевает сертифицировать в установленный срок.

Вторым значимым контрактом для Boeing стал заказ на 66 MAX — 8 от инвестиционной группы 777 Partners.

Одной из самых интересных стала сделка, которая почти не состоялась: президент Qatar Airways Акбар аль Бакер во второй день работы выставки публично заявил, что подписанный ранее меморандум на 50 В — 737-10 будет аннулирован, поскольку катарская авиакомпания не смогла договориться с Boeing об условиях соглашения. Двумя днями позже он сообщил о подписании контракта на 25 самолетов. Заказ на MAX должен заменить заказ на 50 A321neo, который Airbus аннулировал в ходе продолжающихся тяжб из-за деградации покрасочного слоя на A350, эксплуатировавшихся Qatar Airways. Из-за дальности 6,11 тыс. км, В — 737-10 уступает A321XLR (8,7 тыс. км): многие европейские города для В — 737-10 недостижимы.

Что касается Airbus, то авиасалон не принес громких контрактов. Британский EasyJet подтвердил дозаказ на 56 самолетов семейства A320neo, о котором было известно еще в июне, став единственным лоукост-перевозчиком, подписавшим контракт на салоне. Европейский производитель также получил заказ от латиноамериканской группы LATAM Airlines на 17 A321neo, включая A321XLR, которые будут использоваться на дальнемагистральных маршрутах в США с невысокой загрузкой.

Главный коммерческий директор Airbus Кристиан Шерер не выглядел расстроенным небольшим количеством заказов. «Если вы хотите спросить, где сенсации Airbus, я вам напомню, что мы набрали более 500 заказов в этом году, и мы вполне удовлетворены», — сказал он. В это число входит и стратегически важный контракт на почти 300 самолетов семейства A320neo от трех государственных авиакомпаний Китая, подписанный незадолго до салона. Еще несколько контрактов находятся в процессе согласования, сообщил он.

Хотя широкофюзеляжные пассажирские самолеты не пользовались спросом на салоне, ожидается, что этот сегмент восстановится довольно скоро. Boeing получил заказы на девять В — 787: пять дополнительных самолетов для лизинговой компании AerCap, портфель заказов которой теперь включает 125 Dreamliner (больше всех в мире), и протокол о намерениях на четыре В — 787-8 для Azerbaijan Airlines.

Несколько более драматично развернулись события в грузовом сегменте: авиакомпания Cargolux подтвердила свое предпочтение перспективного Boeing 777-8F в качестве замены для своих 16 Boeing 747-400F. Учитывая, что Airbus лишь недавно запустил и активно продвигает программу грузовой версии A350, решение Cargolux стало для европейского производителя более болезненным, чем заказ Delta на 100 MAX.

Некоторые заказы, объявленные ранее, получили формальное подтверждение: например, заказ вьетнамского лоукостера VietJet на 200 Boeing 737MAX, история которого тянется с 2016 года. Японская All Nippon Airways (ANA) подтвердила заказ на 20 Boeing 737-8 с опционом на 10 самолетов, а также заменила заказанные ранее два пассажирских В — 777-9 на два грузовых В — 777-8F. Заказ на 12 В — 737MAX от лизинговой компании Aviation Capital ранее был анонсирован Boeing без разглашения заказчика.

Армянская авиакомпания Armenia совместно с партнером, грузинским грузовым стартапом Georgian Airlines, разместили заказ на три Boeing 737-800BCF (Boeing Converted Freighters; конвертированные в грузовой вариант пассажирские авиалайнеры). 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ

Выставка оказалась довольно продуктивной для производителей региональных самолетов ATR и Embraer. Бразильский самолетостроитель собрал твердые заказы на 28 самолетов и опционы на 13 от двух североамериканских авиакомпаний. Американская Alaska Air Group подписала контракт на 8 реактивных 76-местных E175 и опцион на 13 единиц общей стоимостью 1,1 млрд долл. Канадская Porter Airlines заказала 20 самолетов нового поколения — E195-E2. Стоимость заказа составляет примерно 1,6 млрд долл. Кроме того, Embraer объявил в Фарнборо, что компания получила более 250 предварительных заказов на перспективный турбовинтовой самолет, запуск которого может состояться в 2023 г.

Франко-итальянская ATR получила заказ на 10 турбовинтовых ATR 72-600 от недавно основанной лизинговой компании Abelo. Компания — результат слияния Elix Aviation и Adare Aviation Capital. Таким образом, Abelo также унаследовала предварительный заказ Elix еще на 10 ATR 42 — 600S, став стартовым заказчиком версии самолета короткого взлета и посадки.

Габонский перевозчик Afrijet заказал один ATR 72 — 600, а японская компания Oriental Air Bridge sподписалась под один ATR 42 — 600.

СВЕРХЗВУК

Ну а для тех, кто решил, что сверхзвуковые перевозки пассажиров безвозвратно канули в лето, частная американская компания Boom, разработчик перспективного сверхзвукового пассажирского авиалайнера Overture, представила пересмотренный технический облик своего флагмана, первый полет которого запланирован на 2026 год. Разработчик «скрестил» сверхзвуковой Concorde и двухпалубный четырехдвигательный Boeing 747. — ATO.ru






Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу