Авиа новости » Авторские статьи » Boeing 2707. Покорение сверхзвука: американская версия

Авторские статьи

Boeing 2707. Покорение сверхзвука: американская версия

Boeing 2707. Покорение сверхзвука: американская версия


В 60-е годы, после первого полета в космос, темп развития авиации значительно ускорился. Лидеры европейских стран мечтали о покорении сверхзвуковых скоростей. Но конструирования опытных образцов-«нулевок» им было мало. Сверхзвуковые лайнеры навсегда должны были выйти за пределы военных испытаний и стать таким же повседневным явлением, как и дозвуковые самолеты.


«Конкорд» и «Ту-144» против «Боинга»

Разработками занялись три державы: СССР, Франция и Великобритания. Последние вскоре объединись для разработки сверхзвукового самолета «Конкорд», название которого и переводится как «согласие». Одновременно Советский Союз работал над созданием своего проекта – сверхзвукового Ту-144.
США внимательно следили за противостоянием на европейском фронте и готовились нанести ответный удар. В 1963 году в американской прессе появились первые сообщения о том, что концерн «Боинг» приступил к работе над собственной версией сверхзвукового авиалайнера. В рамках госпрограммы National Supersonic Transport, объявленной президентом США Джоном Кеннеди, через пять лет в небо должен был подняться первый Боинг 2707. Планировалось, что новый авиалайнер будет сделан из титана, в крейсерском полете развивать скорость до 3000 км/ч и перевозить через Атлантику до 300 пассажиров.


Охота к перемене мест

В первоначальных разработках самолет был узкофюзеляжным, кресла располагались по стандартной для «Боинга» схеме «3+3», в такой компоновке лайнер был рассчитан на 277 человек. Затем ее решено было изменить для увеличения пассажирской загрузки ВС, но требовалась принципиально иная схема расположения кресел. В носовой части лайнера, где планировалось размещение пассажиров первого класса, через проход привычно располагалась всего пара мест. А вот в экономическом компоновка была интереснее: сначала – «2+3+2» (два прохода между тремя рядами кресел), а в хвостовой части – «3+3» (два блока сидений с одним проходом).
Специалистами «Боинг» были разработаны широкие кресла, удобные даже для очень высоких пассажиров. Слухи о тесноватом «Конкорде» дошли и до Нового Света, и американским конструкторам хотелось обойти Европу и в этом. В трансатлантическом перелете пассажиры могли смотреть телевизор: «Боинг» предусмотрел и это.


На пределе возможностей

Технические характеристики сверхзвукового самолета были впечатляющими: длина широкофюзеляжного авиалайнера – 97 метров, размах крыла – более 43 метров, взлетный вес – до 340 тонн. В диаметре сверхзвуковой пассажирский «Боинг» достигал 5 метров. Предполагаемая дальность полетов – до 6740 км, проходить они должны были проходить в стратосфере – на высоте примерно 20 км, тогда как дозвуковые самолеты не поднимаются свыше 11 км. Особенностью нового сверхзвукового самолета должно было стать крыло с изменяемой стреловидностью. Такая геометрия не применялась раньше в гражданском авиастроении.
Первоначально в конкурсе на создание сверхзвукового образца участвовали еще две корпорации – «Lockheed» и «North American», но Сенат США сделал выбор в пользу «Boeing». Компания «General Electric» получила заказ на выпуск двигателей для новой разработки.
Внешний вид американского авиалайнера, как и его технические характеристики, обещал быть космическим, тогда как европейские собратья – «Конкорд» и «Ту-144» – были больше похожи на громадных хищных птиц.


Поиски идеальной формы

Однако, уже к 1969 году стало ясно: крыло изменяемой геометрии не способно полностью компенсировать смещение фокуса подъемной силы в полете со сверхзвуковой скоростью. Инженеры дополнительно установили переднее горизонтальное оперение с управляющими поверхностями. Сверхзвуковой лайнер 2707 был удлинен еще более, чем на 3 метра, но это привело лишь к утяжелению конструкции, увеличению сопротивления и топливных расходов. Стремление компенсировать чрезмерный вес самолета упрощением конструкции подвижной носовой части фюзеляжа особых результатов не принесло. Тогда конструкторы окончательно отказались от крыла изменяемой геометрии в пользу классической дельтовидной формы. Такие кардинальные перемены технического характера не могли не сказаться на сроках сдачи первого образца. Американские авиаконструкторы сильно отставали от французских и советских, которые шли почти вровень.


С небес на землю

Кроме того, именно в это время против испытаний новых самолетов выступили экологи и жители ближайших к аэропортам районов. Первые опасались разрушения озонового слоя атмосферы, вторые – последствий мощных акустических ударов.
Но все же основная причина прекращения разработок – экономическая. Для того, чтобы покрыть расходы государства, которое, по разным оценкам, потратило на конструирование перспективного самолета, от 700 до 800 миллионов долларов, «Боинг» должен был получить не менее 300 заказов на сверхзвуковой лайнер. Преимущество сверхзвукового самолета оценили 25 авиакомпаний. Концерн получил от них лишь 115 заявок, что делало дальнейшие инженерные разработки нерентабельными. В марте 1971 года конгрессмены окончательно отказались от финансирования нового самолета, который оказался слишком дорогим даже для такой сверхдержавы, как США. Вскоре на сцену выйдет эпохальный «Боинг 747» с загрузкой почти 500 человек и широким рынком сбыта.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу