"Сириус-Аэро" наращивает парк за счет иностранных ВС
Сегодня авиапарк «Сириус-Аэро», по данным самого эксплуатанта, состоит из 17 ВС...
Технология «умных заправок»
С Аленой Данильченко мы встречаемся в офисе «Газпромнефть-Аэро» в Петербурге. Накануне эксперт вернулась из Мурманска, где буквально «прожила» две недели на топливозаправочном комплексе «Газпромнефть-Аэро» в крупнейшем аэропорту за полярным кругом. Вместе с командой предприятия и партнерами Алена тестировала один из новых цифровых продуктов компании.
«Мой профиль – внедрение цифровых технологий в области коммерческого учета, – рассказывает Алена. – Это развитие и доработка уже реализованных проектов и поддержка пользователей. Среди примеров – платформа 1С, электронный документооборот, который мы несколько лет назад успешно внедрили в работе с авиакомпаниями-клиентами. Но самое интересное – новые проекты, которые мы только создаем с нуля и запускаем в опытно-промышленную эксплуатацию. Мне очень близка по духу стратегия нашей компании – стать к 2030 году технологическим лидером, бенчмарком на международном авиатопливном рынке. Для этого мы должны быть первопроходцами, создавать и внедрять продукты, о которых другие только задумываются».
Проектные команды «Газпромнефть-Аэро» сегодня работают сразу над несколькими разработками в области цифровых технологий и автоматизации производственных процессов. Одна из них – высокотехнологичная и современная даже по мировым меркам комплексная программа «Аэродромная логистика». Ее отдельные элементы уже введены в промышленную эксплуатацию – например, система управления заправкой воздушных судов (СУЗВС) в Шереметьево и ряде других аэропортов, включая Мурманск.
Через новую цифровую систему воздушных судов водитель аэродромного топливозаправщика получает задание на обслуживание рейса, а оператор ТЗК может отслеживать и подтверждать все операции – от налива топлива из резервуара и начала движения топливозаправщика по перрону до окончания заправки. В прошлое уходит заполнение бланков вручную, готовый расходный ордер печатается автоматически на принтере в кабине топливозаправщика. Таким образом, система страхует от ошибок, связанных с человеческим фактором, при заполнении первичной документации после заправки.
Есть и другие проекты, которые только проходят опытно-промышленную эксплуатацию, например, в части применения искусственного интеллекта для распределения топливозаправочных машин на ТЗК, исходя из расписания рейсов и запрашиваемых объемов топлива на основе математических моделей.
«Мы снижаем операционные затраты и повышаем точность учета – больше не нужно вручную заполнять под крылом бумажные расходные документы, особенно на морозе или под дождем, затем »перебивать« их в компьютер. Все необходимые данные уже находятся в системе, к моменту окончания заправки нужно только поставить подпись. И это лишь начало в развитии глобальной цифровой реальности, к которой мы стремимся», – восхищается Алена. – Когда ты смотришь на это, просто захватывает дух! Я принимала активное участие в разработке сообщений, которыми обменивается машина и наша система по стандартам XML Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Это документы, которые мы отдаем в СУЗВС и получаем обратно, в результате чего распечатывается и расходный ордер. За две недели, которые я провела в Мурманске, я не раз лично слышала от пилотов: «Что, нам больше не нужно ничего и заполнять руками? Все заполняется, заправляется и печатается само? Вот это да! Это и есть моя работа!»
Международный диалог
Развитие международного бизнеса, сотрудничество с ведущими нефтяными компаниями и авиатопливными операторами на национальных рынках – один из стратегических приоритетов для «Газпромнефть-Аэро» с момента основания компании. Глобальный подход позволил компании создать крупнейшую (среди российских авиатопливных операторов) сеть присутствия за рубежом. Сегодня она охватывает более 280 аэропортов по всему миру. Заправка клиентов, в числе которых свыше 260 российских и зарубежных авиаперевозчиков, ведется в сотрудничестве с местными авиатопливными операторами.
«Наша компания применяет технологии, соответствующие самому высокому статусу уровня безопасности топливных операций IATA (Green). С 2008 года мы являемся стратегическим партнером этой международной ассоциации, активно участвуем в адаптации мировых стандартов авиатопливообеспечения не только в производственной деятельности компании, но и в целом в российской авиационной отрасли. Один их ярких примеров совместной работы – организация тренингов IATA для специалистов по авиатопливообеспечению. Наш авиатопливный комплекс в Новосибирске – одна из шести площадок в мире, где каждый год проводится такое обучение. В 2017 году при поддержке »Газпром нефти« впервые в России прошел международный авиатопливный форум IATA. А год назад наша компания также стала членом ассоциации JIG, крупнейшей международной организации по разработке стандартов в сфере авиатопливообеспечения».
«Газпромнефть-Аэро» первой из российских компаний стала участником международной организации Joint Inspection Group (JIG), специализирующейся на разработке стандартов в сфере авиатопливообеспечения по всей логистической цепочке – от нефтеперерабатывающего завода до крыла самолета. Сегодня более 40% всего объема авиатоплива в мире реализуется по стандартам JIG. В ассоциацию входят крупнейшие нефтяные компании и поставщики топлива: Total, BP, Shell, CNAF, Eni, а также сервисные операторы по заправке самолетов. JIG осуществляет подготовку инспекторов и проводит аудит авиатопливной инфраструктуры аэропортов по международным стандартам.
На языке мировых стандартов: IATA, FDSG, XML
«Мы первыми в России начали внедрять цифровые международные стандарты. Уже несколько лет применяем юридически значимый электронный документооборот, охвачено более 85% партнеров. То же касается внутреннего и внешнего аудита, регистрации продаж на Санкт-Петербургской сырьевой бирже и т. д.», – отмечает Алена.
Через 10 лет «Газпромнефть-Аэро» планирует обеспечить эталонный уровень автоматизации на всех ТЗК, даже в самых дальних аэропортах страны и с небольшими объемами заправок.
«Технологии и системы должны прийти на помощь всем нашим коллегам, выполняющим большой объем важной и очень ответственной работы. Мы будем активно тиражировать наши цифровые проекты, ведь они буквально меняют мир авиатопливообеспечения. В идеале мы хотим вовлечь в проекты большинство участников рынка – не только авиакомпании и других наших партнеров: сторонние ТЗК и аэропорты, оказывающие хендлинговые услуги. Наше видение – это свод всех в одной цифровой точке для эффективного взаимодействия по процессам от начала до конца – от предварительного заказа услуг, их оплаты и получения до формирования отчетных документов. Быстро, точно и прозрачно», – рассказывает Алена.
Специалисты «Газпромнефть-Аэро» входят в группу FDSG (Fuel Data Standards Group), которая занимается внедрением и совершенствованием XML-стандартов в авиатопливном бизнесе. Российский оператор не только применяет их в своей работе, но и оказывает экспертную поддержку по их внедрению другим участником отечественного рынка.
«XML-стандарт предназначен для передачи и обмена информацией; это четко описанная структура, в которой зафиксирована последовательность тегов для обозначения каждого типа данных. Например, наименование авиакомпании (IATA четко установила, как именно оно будет передаваться: только буквами или вместе с цифрами) – это и есть стандарт», – рассказывает Алена.
Сегодня компания внедрила четыре XML-стандарта. Первый, Operational, предназначен для постановки задачи на заправку воздушного судна. Диспетчер ТЗК в своей системе видит строчку в расписании, выбирает в СУЗВС машину и нажимает кнопку «Назначить задание». Эта информация «складывается» в XML-файл и приходит на контроллер, обрабатывается и однозначно «понимается» системой: одни данные заносятся в расходный ордер, другие означают требуемый объем топлива и передаются водителю и так далее.
Второй стандарт, Transaction, предназначен для формирования электронных расходных ордеров. Третий, Invoice, применяется при электронном документообороте, коммерческом и бухгалтерском учете, что особенно актуально при работе с зарубежными авиакомпаниями. На данный момент в работу по XML-контрактам вовлечено уже около 66% поставщиков и около 40% иностранных авиакомпаний-нерезидентов, с которыми работает компания. Четвертый стандарт, Fuel tender, применяется для открытых тендерных процедур между авиакомпаниями и поставщиками топлива, сейчас он находится на этапе адаптации к особенностям российского рынка.
«Газпромнефть-Аэро» первой из российских компаний вошла в группу по разработке и стандартизации обмена данными в авиатопливообеспечении Международной ассоциации воздушного транспорта (Fuel Data Standards Group; IATA). В составе группы представители крупнейших авиакомпаний и поставщиков топлива. Международная команда экспертов отвечает за разработку и внедрение универсального цифрового формата (XML) для обмена информацией при организации авиатопливообеспечения на каждом ключевом этапе процесса заправки – от проведения тендера до выставления счета.
Команда и принципы в работе
«Для разных технологических проектов у нас сформированы разные команды, они – наша гордость. В зависимости от задач в них входят сотрудники »Газпромнефть-Аэро" и представители IT-компаний, команды производственных предприятий, которые непосредственно применяют разработки, – у нас огромная семья, без открытого диалога и поддержки внутри которой ничего бы не получилось, – уверена Алена. – Я горжусь проектами, которые мы реализуем. Особенно когда видишь, как работники применяют их на практике, как это упрощает и организует их работу, видишь их восхищение новыми технологиями! В моей работе важно быть вовлеченным, погружаться в процессы, чтобы сделать действительно качественный продукт, что-то полезное, удобное и эффективное.
Преодолевать стоп-факторы приходится постоянно, как внутренние в рамках компании и рынка, так и внешние – такие как пандемия, нужно держать себя в тонусе. Даже на дистанционной работе мы освоили множество интерактивных сервисов и приложений для взаимодействия с коллегами и партнерами. На практике определили для себя оптимальные инструменты и продолжаем их применять и сегодня. Конечно, в удаленной работе есть и плюсы, например экономия времени: вместо дороги в офис я выходила на пробежку – это отлично настраивает на рабочий лад! Но я очень люблю наш офис, видеть коллег и их улыбки, поэтому в будущем предпочту вернуться в прежний рабочий режим". Во время пандемии компания обеспечила очень надежную защиту своей команды, всех оперативно перевели на удаленную работу. Сейчас в офисе организованы все необходимые меры безопасности, включая трансфер на работу, регулярные тестирования и прочее.
Развитие
«У меня очень много увлечений, в основном связанных с движением, оно отлично восполняет энергию: катание на коньках, плавание, танцы, бег. Важно следить за настроением, прислушиваться к своему эмоциональному состоянию, не допускать выгорания или физической перегрузки. Работать в »Газпромнефть-Аэро« очень здорово, – если ты хочешь развиваться и обучаться, компания тебе всегда поможет, предоставит все ресурсы. Обучение идет непрерывно, помимо дистанционных курсов есть возможность для обмена опытом и лучшими практиками с другими дочерними обществами »Газпром нефти« из кардинально других сфер – это помогает по-новому взглянуть на решаемую задачу. Работая c IT-проектами ты все время обучаешься. Когда создаешь что-то новое, приходится разбираться в каждой технической тонкости: ты уже немного и тестировщик, и разработчик. Погружаясь в специфику работы специалистов самых разных профилей, получаешь огромный багаж знаний и опыта».
Путь в профессию
«Я технарь, у меня всегда была тяга к информатике, математике, физике. Всегда есть желание наладить процесс, где бы я ни была и чем бы ни занималась. Я родилась в небольшом городке Нерюнгри, в Якутии. К окончанию школы вместе с семьей переехала в Новосибирск; училась в университете водного транспорта по специальности »информационные системы и технологии«. После выпуска пришла на летнюю подработку в организацию, которая занимается бухгалтерским учетом по всей группе компаний »Газпром нефть«, мне понравилось, и я осталась работать. Когда начала сотрудничать с »Газпромнефть-Аэро«, влюбилась в авиацию, поняла, что хочу здесь работать. В нашей семье много разных профессий: шахтер, врач, учитель, но с авиацией никто не связан. И когда я что-то рассказываю об авиатопливообеспечении, родные очень интересуются моей работой. Я и сама каждый день восхищаюсь, когда узнаю что-то новое в своей сфере. Сейчас в Мурманске мне дважды довелось побывать в кабине пилота. От восторга я сразу позвонила маме, она мной очень гордится! Это фантастика, непередаваемые эмоции»!
Сегодня авиапарк «Сириус-Аэро», по данным самого эксплуатанта, состоит из 17 ВС...
Водитель аэродромного топливозаправщика «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» Сергей Ахмин о пути в...
Специалисты инженерно-авиационной службы «ЮВТ-Аэро» прошли обучение во Франции на обслуживание...
На данный момент флот перевозчика насчитывает 17 ВС...
ZALA AERO GROUP представила новую технологию на основе искусственного интеллекта AIVI (Artificial...
При этом подконтрольные ему аэропорты показали прибыль...
Среди популярных решений в области IT – регистрационные киоски, турникеты, технология блокчейна и...
Система централизованной заправки самолетов ТЗК «АЭРО-Шереметьево» начала функционировать в полном...
По материалам Форума деловой авиации, прошедшего в Казани...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама