Российское правительство стимулирует спрос на внутренние авиаперевозки за счет снижения ставки налога на добавленную стоимость. В нынешнем году нулевая ставка НДС распространена на полеты в Калининградскую область и аэропорты Дальнего Востока, и в следующем году общий объем льгот по НДС превысит 60 млрд руб. К сожалению, налоговые преференции не бессрочные, и в 2021 г. с повышением НДС до 20% может открыться катастрофический сценарий, в котором отрасль терпит большие убытки и лишается нескольких перевозчиков. В правительстве сейчас обсуждается дифференцированная ставка НДС на региональных и московских маршрутах. Стимулирование региональных перевозок может принести положительный эффект, но налоговые льготы должны действовать не менее 10-12 лет.
Правительство продолжает стимулировать авиаперевозки путем снижения ставки НДС. В нынешнем году этот канал субсидирования стал ключевым, опередив по объему субсидии на развитие аэродромной инфраструктуры. Практика поддержки отдельных сегментов рынка ставками оборотных налогов сама по себе воспринимается неоднозначно в экономической среде, однако страницы АТО вряд ли подходят для макроэкономических дискуссий. Посмотрим на вопрос с другой стороны, а именно, каковы затраты и эффективность налоговых мероприятий, и какие риски для отрасли они формируют в среднесрочной перспективе.
Нулевая ставка НДС действует с 2014 г. на полеты в аэропорты Республики Крым и Севастополя. Но к стимулирующим эту меру относить неверно: фактически, она была направлена на простое сохранение статус-кво, поскольку до 2014 г. это направление было международным (и соответственно, облагалось НДС по нулевой ставке). В текущей редакции ст. 164 Налогового кодекса (НК) нулевая ставка НДС в крымских аэропортах действует до конца 2024 г., после чего будет повышена до «обычных» 20%.
Реклама