Количество эксплуатантов китайского регионального реактивного самолета ARJ21 (конкурирует с российским Superjet 100) производства COMAC возросло до семи: последним присоединившимся к программе оператором стала авиакомпания China Express Airlines. Поставка самолета состоялась 10 ноября — менее чем через месяц после объявления о намерениях авиакомпании разместить заказ на тип. Таким образом, можно предположить, что в авиакомпанию был поставлен уже собранный, но не имевший заказчика самолет. Темпы производства COMAC не рассчитываются из количества реально заключенных сделок, а основываются на ожидании, что какой-нибудь местный перевозчик все равно разместит заказ. Интерес авиакомпаний к ARJ21, очевидно, подогревается давлением со стороны правительства, а также исходит из расчета, что поддержка местного производителя обернется выгодами для эксплуатанта или личным карьерным ростом руководителя перевозчика.
Стартовым эксплуатантом ARJ21 стала дочерняя авиакомпания COMAC — Chengdu Airlines, получившая первый самолет в 2015 г. и начавшая его коммерческую эксплуатацию в 2016 г., то есть спустя 14 лет после официального запуска программы. В течение последующих трех лет этот эталонный перевозчик в одиночку помогал материнской компании COMAC выстраивать послепродажную поддержку и преодолевать "детские болезни" ARJ21.
Второй оператор появился только в 2019 г. — частная авиакомпания Genghis Khan Airlines ввела в расписание новый тип с июля того года.
В 2020 г. начались поставки четырем авиакомпаниям: Air China, China Southern Airlines, Jiangxi Air и OTT Airlines (дочернее предприятие China Eastern Airlines). OTT и China Express все еще не приступили к коммерческой эксплуатации ARJ21 и пока проводят подготовку в вводу в строй.
Первый ARJ21 для China Express стал 13-м самолетом этого типа, поставленным в 2020 г. Таким образом, график поставок существенно отстает от плана 2017 г., согласно которому производитель должен был собирать по 25 единиц в год к данному моменту.
В октябре авиакомпания объявила о планах заказать 50 ARJ21, поставки которых завершатся к 2025 г. Также China Express высказала теоретическую готовность закупить еще 50 самолетов COMAC — либо ARJ21, либо перспективные среднемагистральные C919 (конкурент российского МС-21).
В настоящее время China Express эксплуатирует 38 региональных реактивных CRJ900 производства Bombardier (сейчас обслуживаются Mitsubishi Heavy Industries) и 13 Airbus A320.
Источник:
ato.ru
Реклама