Для авиакомпании МАУ 2019 год станет вновь убыточным
Украинский перевозчик ведет диалог с правительством по поводу компенсаций за дорогое топливо и...
2019 г. авиакомпания МАУ завершит с убытком — это будет уже третий подряд убыточный год для нее, заявил Арон Майберг. В 2017 г. МАУ зафиксировали убыток, но он был, по мнению Майберга, незначительным, на грани рентабельности. А вот в 2018 г. чистая прибыль компании упала на 9%.
Достичь финансовой стабильности и вести конкурентный бизнес МАУ мешают сразу несколько негативных факторов. Во-первых, это слабая экономика Украины. «Авиакомпания не может реализовать здесь [на Украине] свой потенциал, потому что у украинского пассажира низкая покупательная способность, — отметил Майберг. — На домашнем рынке надо продавать 60–65% билетов (МАУ продают внутри Украины до 35% билетов. — Прим. Mind), потому что именно здесь имеются те преимущества, которые у других конкурентов есть на их домашних рынках. А мы лишены этой возможности».
В последний раз авиакомпания платила дивиденды своим акционерам 10 лет назад — в 2010 году за 2009-й.
Еще один негативный фактор — цены на топливо. По словам Майберга, акцизный налог на топливо на Украине плюсует к стоимости одной тонны еще 32,51 долл. Кроме того, исторически цена на топливо на Украине в среднем на 60 долл. выше, чем в соседних странах. Все дело в том, что в стране действует только один производитель авиатоплива — Кременчугский НПЗ.
При этом у завода и у МАУ общие акционеры — Игорь Коломойский и Павел Овчаренко. Однако, по словам Майберга, «Кременчугский НПЗ — это отдельная коммерческая структура, у нас прозрачные отношения, и в рамках этого сотрудничества МАУ как покупатель в зависимости от объема покупки получает определенную цену. Не будут же они в ущерб себе работать». Таким образом, с учетом акциза авиакомпания переплачивает почти 90 долл. за тонну. Всего перевозчик покупает на Украине 150 тыс. т в год.
Еще больше проблем у МАУ прибавилось в 2014 г., когда был введен запрет на полеты над Россией, который приводит к дополнительным затратам на топливо для МАУ. Авиакомпании пришлось облетать территорию РФ и, соответственно, поменять маршруты. Это вызвало огромные переплаты. «Например, за рейс Киев—Алма-Ата переплачиваем 12 тыс. долл., за Киев—Нур-Султан — 17 тыс. долл., Киев—Баку — 5 тыс. долл., — пояснил Майберг. — Если на рейс Киев—Бангкок ставим Boeing 767, то платим дополнительно 7 тыс. долл., а если Boeing 777, то 10 тыс. долл. Всего за четыре года мы переплатили за топливо и облет 216 млн долл. (5,4 млрд грн, или 13,8 млрд руб.), причем на облет ушла львиная доля этих денег».
Резервов на поддержку бизнеса МАУ осталось мало, поэтому перевозчик постепенно сокращает количество убыточных маршрутов, приостановил реализацию части инфраструктурных проектов. Несколько рейсов авиакомпания уже закрыла: в Коломбо (Шри-Ланка) и Нур-Султан (Казахстан), сейчас останавливается рейс в Алма-Ату. В результате доля трансферных пассажиров в общем пассажиропотоке международного аэропорта Борисполь (базовый для МАУ) уменьшилась с 28 до 23%. Тем не менее благодаря принятым мерам МАУ смогли в 2019 г. снизить размер своего убытка.
В настоящее время авиакомпания ведет диалог с новой властью Украины. «Мы говорим, что больше не в состоянии дотировать рейсы, — компания исчерпала все свои внутренние ресурсы. Если компенсации не будет, то компания сможет оздоровить себя только одним путем: прекращением убыточных рейсов», — отметил Майберг. Он также добавил, что механизм компенсации должен быть разработан для всех украинских авиакомпаний, например, за облет территории РФ. Украинского бизнесмена также удивляет, что из-за конфликта с Россией было закрыто только авиасообщение, при этом железнодорожное и автомобильное — остались.
На вопрос, когда для МАУ внутренние рейсы станут бизнесом, Майберг ответил: «Завтра, — если появится хороший и доступный транспорт в аэропорт Борисполь, отменят НДС на внутренние рейсы и акциз на топливо. Тогда и билеты подешевеют более чем на 20%. Появится возможность приобрести большее количество дешевых билетов ближе к дате вылета».
Несмотря на финансовое положение, в предварительных планах компании на следующий год — пополнение флота минимум двумя Embraer E195, причем в случае благоприятного исхода для МАУ, эта цифра может увеличиться до четырех. Еще три Boeing 737MAX в ливрее МАУ стоят на заводе Boeing в Сиэтле. Полеты этого типа ВС былы запрещены за две недели до того, как авиакомпания должна была их получить.
МАУ были бы интересны самолеты и украинского производства, как отметил Майберг. Авиакомпании нужен среднемагистральный самолет емкостью 70–100 кресел. Но Украина такие ВС не производит.
Украинский перевозчик ведет диалог с правительством по поводу компенсаций за дорогое топливо и...
Ведущий украинский перевозчик столкнулся с невозможностью полноценно развивать хабовую модель...
Ведущий украинский перевозчик столкнулся с невозможностью полноценно развивать хабовую модель...
Hа фоне роста перевозок авиакомпания «Международные авиалинии Украины» продолжает терпеть убытки, в...
Напомним, за первые шесть месяцев оператор понес чистый убыток против прибыли годом ранее...
Среди основных факторов ухудшения финансовых показателей — рост цен на топливо и конкуренция...
В рамках обновления флота компания начнет получать 737MAX...
Главная украинская авиакомпания заявила о возможной смене модели, если ее не поддержит государство...
Главный немецкий перевозчик чувствует конкуренцию со стороны лоукостеров на домашнем рынке...
Отрицательные финансовые результаты руководство авиакомпании объясняет сезонностью бизнеса и рядом...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама