Авиа новости » Авторские статьи » F-14 Tomcat - легендарный американский реактивный истребитель

Авторские статьи

F-14 Tomcat - легендарный американский реактивный истребитель

F-14 Tomcat - легендарный американский реактивный истребитель


Старая пословица гласит: «Летчики-бомбардировщики делают историю, а фильмы делают о летчиках-истребителях». Возможно, это звучало иначе, но, когда дело доходит до современных самолетов, только F-14 Tomcat может быть кинозвездой. Правда, сериал «Железный орел» с участием F-16, «За вражеской линией» с Super Hornet или корейский «Навстречу солнцу» с великолепными кадрами F-15 Eagle, но ни один из этих фильмов не произвел такой сенсации, как «Топ Пистолет » и меньшее количество самолетов так же узнаваемы, как Grumman F-14 Tomcat.

Однако путь к экранам кинотеатров и на палубах американских авианосцев был длинным и ухабистым. Американские лица, принимающие решения, не были убеждены в необходимости иметь такие дорогие и специализированные машины, и во время одного из первых полетов опытного образца произошла катастрофа. Как оказалось, однако, самолет был очень успешным и стал одним из символов американской военной мощи.


Прежде чем мы доберемся до самолета, стоит обратить внимание на то, для чего он был создан. Во время холодной войны, а теперь и США, как страна, у которой нет врагов вблизи своих границ, для проведения военных операций по всему миру используют свои базы в других странах, таких как Германия, Великобритания или Турция, или, где союзники отсутствуют – с авианосцев.


Ударная группа авианосцев, состоящая из 3-4 авианосцев с атомными двигателями и сопровождающими конвоев, обладает силой, сравнимой с авиацией многих крупных стран

Уже один авианосец может принять на борт около ста машин. Типичный состав крыла самолета на базе авианосца Nimitz в 90-х годах состоит из 36 истребителей F-18 Hornet, 14 перехватчиков F-14 Tomcat, 8 истребителей подводных лодок S-3 Viking и 10 разведывательных и боевых машин E-2. Ястребиный глаз и EA-6 Prowler. Вместе насчитывается 68 машин, в том числе 50 истребителей.



Однако, в случае конфликта авианосец становится наиболее важной целью для противника. Большая часть военно-морской задачи Советского Союза заключалась только в борьбе с американскими авианосцами - специально построенными для этой цели подводными лодками, вооруженными маневрирующими ракетами, такими как корабли проекта 949, известные как Оскар. Кроме того, сильная военно-морская авиация, использующая сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, имела одну из главных целей уничтожения авианосцев с помощью маневрирующих ракет.


Вот почему ВМС США нуждался в самолете, который мог бы захватывать такие ракеты и их носители на безопасном расстоянии от их собственной группы кораблей. С начала 1960-х годов эту функцию выполнял McDonnell-Douglas F-4 Phantom II, однако, если бы он мог сражаться с самолетами противника, у него не было оружия или радара, способного уничтожать противокорабельные ракеты.


В поисках экономии было решено разработать общий самолет для флота и военно-воздушных сил. Но вскоре выяснилось, что потребности различных типов вооруженных сил расходятся, и попытки адаптировать стационарную линию F-111 для обслуживания на авианосцах не приведут ни к чему хорошему. Как оказалось, наземная версия палубы имела только 30% общих частей, что не могло снизить затраты, а сам самолет оказался фатальным - он был слишком большим, слишком тяжелым и имел плохую видимость из кабины, поэтому посадка была на авианосце опасной. Проект Douglas F-6D Missileer также потерпел фиаско - дозвуковой самолет большой дальности, способный нести и запускать ракеты большой дальности.

И Ракета, и F-111, отчасти также Фантом II, были типичными самолетами начала 1960-х годов - в воздушном бою они полагались исключительно на управляемые ракеты

Как показывает опыт войны во Вьетнаме, когда возвращался МиГ-i-17. Причем быстрое и все же более надежное возвращение, чем возвращение американских машин МиГ-i-21, причинило американцам значительные потери, это была ошибочная концепция. Новый самолет должен был быть лучше во всех отношениях. Ему также предстояло столкнуться с новым советским МиГ-25, который американские военные считали супергероем. Как оказалось позже, Tomcat отлично справлялся с ними.

Рождение F-14

В 1968 году была запущена программа VFX (Navy Fighter Experimental). Его предположения были очень высоки с точки зрения ожидаемой дальности, скорости и передаваемого оружия. Почти все крупные авиационные компании подали заявки на участие в тендере. Тем не менее, Grumman победил со своим 303 проектом.



Для его испытания потребовалось 9000 часов испытаний в аэродинамической трубе , в ходе которых, по сообщениям, было испытано 2000 различных конфигураций самолетов. Результатом стала машина с изменяемой геометрией крыла и двойной вертикальной плоскостью с двумя двигателями, подвешенными под фюзеляжем, конструкция которой в основном использовалась из алюминия и титана.


Длина самолета составляла 19,1 м, разброс от 11,65 до 19,54 м, в зависимости от перекоса крыльев, максимальная взлетная масса 34 тонны, с пустой массой 18 тонн. Скорость, с которой Tomcat мог летать, была впечатляющей 2,3 Маха на большой высоте, а с дополнительными топливными баками вылет достиг 3200 км. Экипаж состоял из 2 человек - пилот спереди и радар в задней кабине.





Большой новинкой стало использование микропроцессорного самолета в аэрометрическом центре, созданного специально для этого самолета, тогда как широко известный как первый микропроцессор Intel 4040 был создан только через год.



Сам планер был, однако, только частью всей системы вооружений, которая стала F-14. Другими его элементами являются радар AWG-9 и ракеты AIM-54 Phoenix. В этом и заключалась сила и уникальность Tomcat - по сути, по сей день ни один западный самолет не может атаковать воздушные цели на расстоянии, близком к 200 километрам, в то время как Tomcat может выстрелить от 6 снарядов до 6 различных целей на таком расстоянии. В этом отношении только Mig-31 может конкурировать с ним. Тем не менее, он намного тяжелее, чем Tomcat, и может атаковать только 4 цели одновременно, и сервис был введен через несколько лет после американской машины.



AIM-54 - полутонная ракета, которая в зависимости от версии достигает скорости от 4 до 5 Маха и дальности от 150 до 200 км.

На первом этапе полета он управляется радаром самолета, затем включает собственный радар и сам отслеживает цель. Оставшимся оружием Tomcat были AIM-9 Sidewinder и полуактивные радиальные ракеты AIM-7 Sparrow и стандартная 20-мм пушка M61 Vulcan, установленная на левой стороне фюзеляжа под кабиной пилота.


По окончании службы удалось вывести активно направленные ракеты AIM-120 AMRAAM на место выведенного «Феникса». По умолчанию Tomcat нес 4 подвешенных под фюзеляжем ракеты AIM-54 Phoenix и 2 ракеты AIM-7 Sparrow и 2 AIM-9 Sidewinder на двойных крюках, установленных под неподвижным крылом.

Интересно, что самолет также имел возможность распознавать цель с помощью телеобъектива с большим приближением, позволяющим идентифицировать самолет с расстояния в несколько десятков километров.

После выхода из разведывательной службы RF-8 часть Tomcat была приспособлена для перевозки разведывательного танка TARPS, а затем и для воздушно-наземного вооружения.



Еще больше интересных материалов и фактов из истории авиации и многое другое на нашем канале «Aeroo. Авиация и путешествия»




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу