Авиа новости » Авторские статьи » Насколько опасны птичьи удары? Мировая статистика в истории авиации столкновения птиц с летательными аппаратами и способы обеспечения безопасности полетов

Авторские статьи

Насколько опасны птичьи удары? Мировая статистика в истории авиации столкновения птиц с летательными аппаратами и способы обеспечения безопасности полетов

обеспечение безопасности полетов при столкновении с птицами

Проблема столкновения птиц с летательными аппаратами появилась со времен первых полетов авиаторов. Существуют описания таких «встреч», датированные 1905 годом.

Тут можно было бы повторить слова известного киногероя: «Птичку жалко!». Но только ли она страдает в этой ситуации.


Немного статистики


Встреча самолета с пернатыми - опасная ситуация. Мировая статистика показывает, что в истории авиации по этой причине произошел ряд катастроф разной степени тяжести.

Вот некоторые из них:

1. Жарким июлем 2007 года на взлете с аэродрома Домодедово рухнул в лес грузовой Ан-12. Выживших не было. Причина – птицы попали сразу в оба двигателя.

2. 2009 стал годом фантастического спасения экипажа и пассажиров Airbus A320 в США. После столкновения со стаей гусей, у лайнера отказали оба двигателя. Совершив посадку на воды Гудзона, пилоты уберегли всех от гибели.

3. Трагическим стал май 2016 года для легкомоторного португальского самолета. Путь ему преградил гриф. Машина упала на город. Жители не пострадали, все пассажиры погибли.

4. Август 2019 года ознаменовался аварией Airbus A321 после столкновения с чайками. Только мастерство и выдержка пилотов, посадивших борт на кукурузное поле, позволили спасти жизнь людям.

Это случаи только последних двух десятилетий.

Самой страшной, не смотря на прошествие многих лет, остается гибель самолёта L-188 с 62 пассажирами и членами экипажа в Бостоне, упавшего в залив после столкновения со стаей скворцов.


Одна из ежегодных опубликованных российских аналитических справок указывает, что в среднем за год происходит до 70 случаев таких происшествий.

В России в 2008 году из 44 случаев:

• 6,8 % - у ВВС за пределами страны;

• 11,4 % - в зарубежных аэропортах;

• 81,8 % - у отечественных самолетов и вертолетов.

В этом же анализе отражена периодичность этого явления. Самые опасные периоды – время осенних и весенних миграций птиц. Зимние месяцы относительно спокойные в этом плане.

С богатой флорой и фауной России июль также является опасным. В это время на крыло становится молодняк, поэтому 25,6 % от общего числа столкновений приходятся на него.

Вносит свою лепту и время суток. Утренние и вечерние сумерки увеличивают опасность из-за слабого зрения у пернатых.


Способы обеспечения безопасности полетов


Приведенные примеры и цифры подтверждают наличие проблемы. Но надо отметить, что такое случается один раз на миллиард мировых полетных часов.

Это не уменьшает внимания к организации работы для избегания аварийных ситуаций.

В инструкции каждого аэропорта и аэроклуба включен комплекс ООБП (орнитологическое обеспечение безопасности полетов), в арсенале которого имеются:

1. Биоакустические установки. Их размещение по периметру аэропорта позволяет защитить большую территорию.

2. Пиротехника. Без вреда для птиц шумом производят отпугивание пернатых от взлетной полосы.

3. Газовые пушки с шумовым эффектом.

4. Лазерные установки, используемые в утренних и вечерних сумерках.

5. Зеркальные шары на кронштейнах. Не дают возможность скопляться стаям на ограждениях и стойках прожекторов.

6. Отпугивающие устройства комплексного действия, совмещающие звуковые и пиротехнические эффекты.

7. Ловушки и орнитологические сети. Использование таких пассивных методов дают неплохой результат.

8. Квадрокоптеры и беспилотники, закамуфлированные под птиц-хищников.

9. Группы кинологов с собаками специальной подготовки для постоянного патрулирования по периметру аэродрома.

10. Специально обученные хищные птицы. Многие аэропорты мира имеют таких «сотрудников» в своем штате. Чаще всего на службе состоят ястребы и соколы со специальной подготовкой.

Кроме того, сами самолёты оборудованы специальными отпугивающими птиц приборами.

Особое внимание уделяют сокращению зон кормления: свалок, сельскохозяйственных посевов.

При таком обширном списке методов борьбы с присутствием птиц около взлетно-посадочных полос проблема не теряет своей актуальности. Качественный анализ и поиски новых способов повышения безопасности взлетов и посадок самолётов позволяют уменьшить риск появления аварийных ситуаций.

Не опасайтесь летать самолетами, мы заботимся о вашей безопасности.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу