» » Авиация России: итоги 2018, планы на 2019

Авиа новости

Авиация России: итоги 2018, планы на 2019

Авиация России: итоги 2018, планы на 2019

2018 год был насыщен событиями в авиационной отрасли России. Выделить из череды новостей что-либо, как самое значимое, не получается, потому что многое из того, что происходило, может считаться событием года. Сюда можно отнести и первый полёт модернизированного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту — 22М3М, и начало испытаний прототипа модернизированного ракетоносца Ту — 160М2 и начало серийного производства истребителя пятого поколения Су — 57.


Не менее важные события происходили и в гражданской авиации страны. На лётные испытания был передан второй опытный самолёт МС — 21, началось строительство первого самолёта Ил — 96-400М (Ил — 496), двигатель ПД — 14 получил сертификат типа, на Суперджет 100 поступили новые заказы от иностранных перевозчиков и в тоже время, выявились серьёзные проблемы у силовой установки этого самолёта — двигателя SaM146.


Но обо всём по-порядку.


11 февраля 2018 года примерно через четыре минуты после взлёта из аэропорта Домодедово потерпел крушение самолёт Ан — 148 авиакомпании «Саратовские авиалинии». На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.


По данным Международного авиакомитета, предварительный анализ информации, полученной с бортовых параметрических регистраторов, позволяет предположить, что фактором развития особой ситуации в полёте могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, было связано с обледенением приёмников полного давления (ППД) при выключенном состоянии систем их обогрева.


На самолёте Ан — 148 обогрев ППД должен быть включён лётчиками вручную при подготовке к взлёту и чтении контрольной карты, но по каким-то причинам этого сделано не было.


Окончательные выводы комиссии, проводящей расследование, пока не озвучены, расследование авиакатастрофы продолжается.


МАК расшифровал записи бортового параметрического регистратора Ан — 148 и провёл предварительный анализ данных



Военная авиация


МиГ — 31К


1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обнародовал данные о новом вооружении, готовящемся к поступлению в российскую армию. Одной из новинок был высокоточный гиперзвуковой аэробалистический ракетный комплекс «Кинжал». Позже стало известно, что в Южном военном округе на боевом дежурстве находятся десять комплексов МиГ — 31К, оснащённые этой ракетой.  Комплексы патрулируют акватории Черного и Каспийского морей, обеспечивая стратегическое сдерживание. В 2018 году они выполнили 89 полётов в рамках опытно-боевого дежурства.


«Кинжал» прикроет стратегические направления с морских и океанических акваторий



Су — 57


Визитной карточкой российской авиации в 2018 году стал истребитель пятого поколения Су — 57, сочетающий в себе функции ударного самолёта и истребителя. При проектировании этой машины были применены самые современные технологии военного авиастроения.


В феврале 2018 года пара Су — 57 прошла тестирование в боевых условиях Сирии. Подробную информацию о проведённых испытаниях Минобороны не раскрывает, но в СМИ были сообщения о практических пусках перспективных крылатых ракет оперативно-тактического назначения.


Ожидается, что в 2019 году все опытно-конструкторские работы по истребителю должны завершиться, и первые два серийных самолёта поступят в Липецкий авиацентр для освоения машин строевыми лётчиками.


В течение года различные медиа как в России, так и за рубежом много писали о том, что Минобороны РФ отказывается от этого самолёта из-за его дороговизны, и нашей стране не по карману в условиях «тяжёлого экономического положения из-за санкций» производство современной высокотехнологичной техники. Однако военное ведомство никогда не заявляло об отказе от Су — 57, но были сообщения о том, что Россия в условиях, когда стране не угрожают прямым военным вмешательством, защищена имеющимся парком современных истребителей, в том числе такими, как Су — 30СМ и Су — 35С.


Более того, Су — 35С на сегодняшний день является наиболее совершенным истребителем поколения 4++ из всего парка мировой боевой авиации, он оснащён оборудованием и технологическими решениями, характерными для самолётов пятого поколения. Поэтому Су — 57 рассматривается как машина среднесрочной перспективы — её массовое производство и поставки в ВКС можно ожидать в горизонте 2028-2030 годов, когда модернизационный потенциал самолётов предыдущего поколения будет исчерпан.


Реализация зарубежных программ по истребителям пятого поколения в течении 10-15 лет существенно изменит баланс сил в мире. Поэтому работы по Су — 57, его дальнейшему совершенствованию и вводу в серию, имеют особую актуальность.


Виктор Бондарев: эксперты причисляют Су — 57 к поколению 5+


МиГ — 35


В течение 2018 года в авиацентре в Ахтубинске проходили испытания ряда систем вооружения самолёта класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также элементов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). К концу года в активной фазе проверок находилась комплексная система управления (КСУ). Два предсерийных самолёта выполняли полёты на проверку аэродинамической устойчивости и манёвренных характеристик. Завершить все необходимые испытания самолёта планируется в 2019 году.


В августе в рамках выставки «Армия — 2018» Минобороны подписало контракт на поставку первой серийной партии из шести штук истребителей в ВКС России. На 1 января 2019 года было известно, что РСК «МиГ» завершает окончательную сборку первой партии самолётов и готовится к проведению их приёмо-сдаточных испытаний.


Су — 34


В конце декабря в состав ВКС были переданы четыре фронтовых бомбардировщика Су — 34 в рамках контракта с Министерством обороны России от февраля 2012 года на 92 таких самолёта. С их поставкой  общее количество самолётов данного типа, переданных ВКС по контракту 2012 года, достигло 84 единиц. Первые два Су — 34 по данному контракту были переданы ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18 самолётов — в 2014 году, ещё 18 самолётов — в 2015 году, 16 - в 2016 году, 16 - в 2017 году, и 14 - в 2018 году. Общее количество Су — 34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, на 1 января 2019 года достигло 127 единиц.


Су — 30СМ


Распоряжением Президента РФ от 12 января 2018 года многофункциональный истребитель Су — 30СМ принят на вооружение ВВС России.


20-22 декабря 2018 года из Иркутска на аэродром Халино (Курск) совершил перелёт истребитель Су — 30СМ с бортовым номером «62 красный» (RF — 61773, с/н 10МК5 1602). Это последний истребитель данного типа, построенный на Иркутском авиационном заводе по гособоронзаказу 2018 года. Всего в 2018 году авиазавод передал Минобороны 14 самолётов Су — 30СМ, в том числе 12 для ВКС России и два — для Морской авиации ВМФ России.


Всего с 2012 года для Минобороны было законтрактовано 116 самолётов Су — 30СМ, из которых на 1 января 2019 года ВКС получили 92 истребителя, а Морская авиация — 22.


Су — 35С


В 2018 году ВКС России по гособоронзаказу получили десять истребителей Су — 35С. Самолёты изготовлены по заключенному в декабре 2015 года пятилетнему контракту на поставку 50 истребителей. Первые десять самолётов Су — 35С по данному контракту были построены КнААЗ в 2016 году, ещё десять самолётов в 2017 году, и в 2018 году очередные десять истребителей.


С учётом первого контракта 2009 года на 48 истребителей Су — 35С, ВКС России получили с конца 2012 года на 1 января 2019 года 78 серийных самолётов Су — 35С. С учётом 24 истребителей экспортной модификации Су — 35, построенных в 2016-2018 годах и поставленных в Китай по контракту 2015 года, всего в Комсомольске-на-Амуре построено 102 серийных истребителя Су — 35С.


На 1 января 2019 года состояние выполнения контрактов на поставку самолётов «Сухого» в ВКС России следующее:



  • Су — 34: По нескольким контрактам с Минобороны с 2006 г. заказано 128 серийных фронтовых бомбардировщиков Су — 34 для ВКС, 120 из них поставлено.

  • Су — 30СМ: По нескольким контрактам Минобороны с 2012 г. заказано 116 истребителей Су — 30СМ для ВКС и морской авиации, 114 из них поставлено. 

  • Су — 35С: По двум контрактам с Минобороны с 2009 г. заказано 98 истребителей Су — 35С для ВКС, 78 из них поставлено.


Як — 130


21 ноября 2018 года Минобороны сообщило, что на Кущёвскую авиабазу поступила очередная партия учебно-боевых самолётов Як — 130. Всего в 2018 году учебной авиабазе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков им. А.К. Серова в Кущевском районе Кубани передано 10 Як — 130, тем самым полностью выполнен ГОЗ — 2018 на поставку самолётов данного типа.


Общее количество серийных Як — 130, поставленных Министерству обороны России, достигло 109 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на нижегородском авиазаводе «Сокол», а ещё 97 – в Иркутске.


Поставки боевых самолётов в 2008-2018 годах



Тип20082009201020112012201320142015201620172018
МиГ — 29СТМ-28-----412--
МиГ29УМБ-6-----2---
МиГ — 29КР-----2810---
МиГ — 29КУБР-----22----
Су — 27СМ3--48------8
Су — 30М2--22-3832--
Су — 30СМ----3142127171714
Су — 34124610141818161614
Су — 35С----282412121010
Як — 130-3631518201410610
Всего1391619296110190694956

По информации из открытых источников известно, что в 2018 году за рубеж было поставлено 16 российских боевых самолётов: 11 Су — 35С получил Китай, 4 Су — 30СМ — Казахстан и первый Як — 130 был доставлен в Лаос.


По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, к декабрю 2018 года частота полётов российской военной авиации в Сирии сократилась со 110 в сутки до 2-4 вылетов в неделю. Полёты в основном выполняются для доразведки обстановки.


Дальняя авиация


В 2018 году подразделения дальней авиации получили пять модернизированных стратегических ракетоносцев — один Ту — 160М «Белый лебедь» и четыре Ту — 95МС «Медведь». В 2019 году в войска должны быть поставлены ещё четыре Ту — 95МС.


Всего в 2018 году ВКС получили на вооружение 126 самолётов и вертолётов, 9 космических аппаратов, 120 единиц техники противовоздушной обороны. Доля современного вооружения в военно-воздушных силах достигла 64%, а в целом в ВКС доведена до 74%.


Современный парк дальней авиации России состоит из ракетоносцев Ту — 160 (М/М2) и Ту — 95МС (95МСМ), бомбардировщиков Т — 22М3, топливозаправщиков Ил — 78 и самолётов-разведчиков Ту — 22МР. Состав ДА (с учетом боевых машин, находящихся на хранении) насчитывает почти 120 единиц: 16 Ту — 160, 60 Ту — 95, 40 Ту — 22М. В строю находится чуть менее 60 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков: 16 Ту — 160, 30 Ту — 95, 12 Ту — 22М. Основное место дислокации соединений ДА РФ — гвардейская авиационная база Энгельс в Саратовской области.


Ту — 160М/М2


Начало 2018 года запомнилось первым полётом нового стратегического ракетоносца Ту — 160М, изготовленного на авиазаводе в Казани в рамках программы возобновления производства этих машин в облике Ту — 160М2. Самолёт с заводским номером 0804, получивший имя «Пётр Дейнекин», был построен на основе имевшегося на заводе технологического задела, но с использованием новейших узлов, деталей и технологий. Самолёт достраивался для решения задач восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений.


Новый самолёт не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика. В процессе достройки была проведена малая модернизация: планер и двигатели остались прежними. Начало строительства ракетоносцев Ту — 160М2 возможно только после оцифровки РКД, к сентябрю было оцифровано более 500 тысяч конструкторских документов. В апреле 2018 года стало известно, что строительство первого модернизированного ракетоносца Ту — 160М2 уже идёт.


В ноябре 2018 года стратегическим ракетоносцем Ту — 160М после проведённой модернизации был выполнен пуск двенадцати крылатых ракет воздушного базирования типа Х — 101 по полигону Пембой, расположенному за Полярным кругом. Если бы речь шла о ракетах со специальными боевыми частями (вариант Х — 102), то подобного ядерного удара бы хватило для того, чтобы уничтожить небольшую страну площадью до 10 тыс. кв. км.


Ту — 95МС/МСМ


В рамках работ по глубокой модернизации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту — 95МС в версию Ту — 95МСМ на самолёте меняется бортовое радиоэлектронное оборудование, самолёт получит модернизированные двигатели НК — 12МПМ. Благодаря модернизированной силовой установке бомбардировщик существенно улучшит лётно-технические характеристики, в том числе увеличится дальность полёта. Первый полёт Ту — 95МСМ с модернизированным двигателем запланирован на конец 2019 года.


Двигатель НК — 12МПМ разработки Самарского ПАО «Кузнецов» является модификацией НК — 12МП — самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя.


В 2019 году в ВКС будет передано четыре модернизированных дальних бомбардировщика Ту — 95МС.


Ту — 22М3М


28 декабря 2018 года в Казани состоялся первый полёт глубоко модернизированного дальнего ракетоносеца-бомбардировщика Ту — 22М3М, полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 37 минут. Церемония выкатки и передачи первого опытного образца Ту — 22М3М на этап наземных и лётных испытаний состоялась 16 августа.


От предыдущей модификации Ту — 22М3 остался только планер. В самолёте установлен новый комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования, который в значительной степени унифицирован с Ту — 160М, новая система радиоэлектронного противодействия, новый комплекс связи, новый локатор, новый комплекс обороны. Проведены доработки по планеру, позволяющие продлить назначенный срок службы самолёта.


На самолёты будут устанавливаться новые модернизированные более экономичные двигатели, что позволит увеличить дальность и скорость полёта. На новые бомбардировщики будут возвращены штанги дозаправки топливом в воздухе.


По официальным данным, у России есть более 100 ракетоносцев Ту — 22М3.


Ту — 22М3М — ещё одна «длинная рука» России



ПАК ДА


В течение всего 2018 года поступали сообщения о разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). В январе вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования ПАК ДА. Рогозин отметил, что самолёт будет выполнен по схеме «летающее крыло». «Даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолёта. Это такое летающее крыло, самолёт 21-го века. Но это уже следующий шаг», — сказал вице-премьер.


В марте в ПАО «Туполев» сообщили о подготовке Казанского авиазавода к сборке первых опытных образцов комплекса.


3 сентября на сайте госзакупок ПАО «Туполев» разместило тендер на выполнение составной части ОКР по теме: «Создание комплекса средств математического моделирования систем обще-самолётного оборудования изделия 80 (СКВ, ГС, СЭС) для решения задач отладки алгоритмов управления системами, диагностики, парирования отказов и полунатурного моделирования». По информации из открытых источников, «изделие 80» — это перспективный авиационный комплекс дальней авиации.


Осенью поступили сообщения, что самарское ПАО «Кузнецов» начало ОКР по двигателю для «изделия 80». Контракт на создание двигателя для ПАК ДА был заключен между ОДК и компанией «Туполев» в июне 2018 года.


Гражданская авиация


МС — 21


В феврале 2018 года «Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку 50 самолётов МС — 21. «Аэрофлот», у которого уже самый большой парк самолётов SSJ100, станет крупнейшим эксплуатантом МС — 21. Первый самолёт поступит в авиакомпанию в 2020 году, последний — в 2026 году. Срок аренды составит 12 лет с возможностью продления.


Контракт на такое большое количество ВС одного типа, испытания которого ещё даже не завершились, может показаться странным и недальновидным со стороны крупнейшей российской авиакомпании. Но здесь нужно учитывать, что «Аэрофлот» — это не просто бизнес-проект. Компания боле чем на 50% принадлежит государству, и поэтому именно ей предназначено осваивать новую отечественную авиатехнику.


В марте на Иркутском авиазаводе завершилась постройка второго опытного самолёта МС — 21-300. 25 марта машина была передана из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение предприятия. 12 мая самолёта с бортовым номером 73053 (0003) выполнил первый полёт, который проходил проходил на высоте до 3000 метров при скорости до 400 км/час. Затем самолёт был окрашен и 20 июля совершил шестичасовой перелёт из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском.


31 августа борт RA — 73051 выполнил первый полёт в тёмное время суток. Взлёт состоялся в глубоких сумерках, а посадка производилась, когда на аэропорт опустилась ночь. В ходе полёта было проверено функционирование оборудования навигации и посадки, а также внешнего светотехнического оборудования. Для инструментального тестирования систем самолёт выполнил несколько проходов над взлётно-посадочной полосой с двух направлений на различных высотах.


МС — 21 впервые выполнил испытательный полёт в тёмное время суток



В конце августа в ЦАГИ прошли сертификационные статические испытания крыла на основной расчётный случай манёвра с максимальной вертикальной перегрузкой, равной 2‚5. К крылу прикладывались нагрузки, достигающие 142,5% от эксплуатационных значений, остальные агрегаты — фюзеляж, горизонтальное оперение и силовая установка — подверглись действию уравновешивающих нагрузок. Все элементы показали хорошее соответствие нормам прочности. Полученные результаты позволили снять ряд ограничений и расширить программу лётных испытаний авиалайнера.


Как следствие проведённых статических испытаний, 13 сентября самолёт провёл в воздухе более трёх часов и прошёл тестирование на сваливание.


В октябре состоялось знаменательное событие — двигатель ПД — 14, который разрабатывался специально под МС — 21, получил сертификат типа, что позволяет рассматривать его как силовую установку и для других типов отечественных самолётов. Например, его планируется устанавливать на средний военно-транспортный самолёт Ил — 276.


В соответствии с планом поставок самолётов заказчикам, ПД — 14 будет установлен на половину из первых 630 серийных МС — 21. Ключевой заказчик «Аэрофлот» получит все МС — 21 с двигателями Pratt&Whitney, Red Wings — четыре самолёта с ПД — 14 и 12 машин с PW1400G-JM.


На 315 из 630 МС — 21 может быть установлен российский двигатель ПД — 14 от ОДК без дополнительного согласования с американской стороной. Из первых 110 самолётов 35 будут выпущены с ПД — 14, а 75 — с американским PW1400G. В следующей партии из 240 МС — 21 российский двигатель получат 115 самолётов, американский — 125. Затем в партии из 279 самолётов ПД — 14 поставят на 165 самолётов, PW1400G — на 115. С 631-го самолёта выбор двигателя останется на усмотрение заказчика.


Начало лётных испытаний МС — 21 с двигателями ПД — 14 запланировано на 2019 год. Корпорация «Иркут» не сообщала о том на какой борт они будут установлены, но можно предположить, что это будет четвёртый лётный образец (з/н 0006).


29 ноября борт RA — 73051 выполнил испытания на определение допустимых значений угла тангажа. При этом на одном из этапов полёта самолёт снижался до касания ВПП, а затем набирал высоту с нуля до 1768 метров за 97 сек, что соответствует скороподъёмности более 18 м/сек. Для защиты хвостовой части от повреждений при касании поверхности ВПП, на нижней части фюзеляжа смонтирована специальная предохранительная пята.


26 декабря из Иркутска пришло сообщение, что завершилась постройка третьего опытного самолёта. Машина переведена из цеха окончательной сборки на ЛИС авиазавода. Его первый полёт и подключение к программе сертификационных испытаний запланировано на март 2019 года. Четвёртый опытный самолёт (з/н 0006, бортовой RA — 73056) должен выполнить первый полёт в середине лета.


К 1 января 2019 года в Иркутске завершалась сборка фюзеляжа четвёртого опытного лётного образца з/н 0006. Идёт сборка отсеков фюзеляжа первого самолёта, предназначенного для поставки заказчику — это борт 0007 (RA — 73057).


29 ноября из публикации в газете «Коммерсант» стало известно, что по просьбе корпорации «Иркут» сертификация МС — 21 в России отложена на июль 2020 года. А из-за неготовности отдельных узлов самолёты начнут поступать на российский рынок во второй половине 2020 года вместо начала, как планировалось ранее.


В 2018 году была сертифицирована отечественная композитная нить, по прочности не уступающая американским и европейским аналогам, в том числе применяемым в производстве крыла МС — 21. В США понимают, что самолёт будет реальным и опасным конкурентом самым последним модификациям Boeing 737. Как следствие — завод «Аэрокомпозит», выпускающий исключительно гражданскую продукцию – крыло МС — 21, попал в очередной санкционный список.


Суперджет 100


В ноябре 2018 года самолёт Sukhoi Superjet 100 поменял название, убрав слово «Sukhoi». Сделано это по двум причинам: первая — в ГСС решили, что ассоциироваться с боевыми самолётами для гражданского борта нежелательно. Вторая причина — юридическая. Совет директоров ОАК в рамках реализации программы по созданию дивизиона гражданской авиации принял решение передать пакет акций ПАО «Гражданские самолёты Сухого» корпорации «Иркут».


В 2018 году в Комсомольске-на-Амуре было построено и поднялись в небо 24 Суперджета. Первоначально в 2018 году планировалось выпустить 38 Суперджетов. В декабре 2017 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что будет произведено 30 бортов. Глава АО «ГСС» Александр Рубцов в декабре сообщил, что по итогам года компания произведёт 26 самолётов, в действительности 2018 год завершился выпуском 24 самолётов. По словам президента ГСС, снижение количества выпущенных самолётов связано с дефицитом двигателей SaM146.


Статистика по годам выпуска по данным Russianplanes.net:
Год20082009201020112012201320142015201620172018Всего
Выпущено222512243518193324177

По состоянию на 1 января 2019 года 128 самолётов SSJ100 выполняют полёты в российских и зарубежных авиакомпаниях и различных госструктурах:



  • Аэрофлот — 49 (1 на хранении)

  • Interjet — 21 (1 в аварийном состоянии)

  • Газпромавиа — 10

  • Ямал — 12 (4 на хранении)

  • ИрАэро — 8 (2 на хранении)

  • Якутия — 3 (1 на хранении, 1 в аварийном состоянии)

  • CityJet — 3 (1 на хранении)

  • Brussels Airlines — 3

  • Азимут — 8

  • ВВС Таиланда — 3

  • СЛО Россия и МЧС России — по 2 борта

  • МВД России, РусДжет, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана — по 1 самолёту.


На хранении у эксплуатантов находятся 10 самолётов, ещё два борта — в аварийном состоянии. В октябре 2018 г. в результате выкатки за пределы ВПП SSJ100 а/к «Якутия» получил повреждения, не позволяющие восстановить самолёт. У компании Interjet после повреждения 25 октября 2015 года при транспортировке носового обтекателя самолёт (с/н 95040) выведен из эксплуатации и, вероятно, является донором запчастей для действующего парка. Точной проверяемой информации по состоянию флота самолётов SSJ100 у мексиканского авиаперевозчика нет.


Максимальный налёт SSJ100 - у авиакомпании «Азимут», он составляет 210-220 часов в месяц. В летний период по некоторым самолётам авиакомпании в сутки наблюдался налёт по 10 и более часов.


12 июля 2018 года на аэродроме ЛИИ им. Громова при проведении испытаний самолёта с саблетами (бортовой 97006) при посадке была не полностью выпущена правая стойка шасси. Самолёт приземлился на запененную полосу, экипаж не пострадал. Сообщалось, что повреждения самолёта были незначительны и он будет восстановлен для продолжения испытаний. Однако после этого авиапроисшествия самолёт в испытательных полётах замечен не был, а информация о ходе его восстановления не поступала.


ЗаказчикКол-во ВСТип контракта
Peruvian Airlines10предварительное соглашение о намерениях
Замбия1твёрдый контракт
Замбия4опцион, предварительное соглашение
Alexcina LLC12соглашение о намерениях
ADRIA Airways15твёрдый контракт
Kom Airlines Company Limited6соглашение о намерениях
Аэрофлот100твёрдый контракт
Итого148

В течение года АО «ГСС» подписало несколько контрактов и соглашений о намерениях на поставку Суперджетов российским и зарубежным заказчикам. Так 16 июля ГСС и перуанская авиакомпания Peruvian Airlines подписали предварительное соглашение о намерениях на 10 самолётов SSJ100.


8 сентября в Геленджике в рамках Гидроавиасалона — 2018 был подписан договор на поставку в Замбию одного самолёта SSJ100 в VIP-версии. Возможен опцион на покупку ещё четырёх самолётов для местной авиакомпании.


В рамках Bahrain Air Show 2018 АО «ГСС» и Alexcina LLC, базирующаяся в Дубае подписали соглашение о намерениях на приобретение 12 самолётов SSJ100.


В ноябре было достигнуто соглашение со словенской авиакомпанией ADRIA Airways на поставку 15 самолётов Суперджетов. Первый самолёт авиакомпания получит уже в начале 2019 года. Самолёты будут сданы в лизинг по долгосрочному договору аренды. Кроме того был подписан Меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым будет организован центр технического обслуживания и ремонта SSJ100 в аэропорту Любляны.


В самом конце 2018 года в Бангкоке АО «Гражданские самолёты Сухого» подписало соглашение о намерениях с тайской компанией Kom Airlines Company Limited на поставку шести SSJ100 в период с 2019 по 2020 год. В соответствии с предварительной договорённостью самолёты будут поставлены в компоновке на 100 мест.


Но самым значительным достижением стало соглашение с «Аэрофлотом» на поставку до 2026 года ста Суперджетов. Договорённости были достигнуты в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2018. Самолёты будут поставлены в двухклассной компоновке – 12 мест в салоне бизнес-класса и 75 в салоне экономического класса. «Аэрофлот» приобретает такое большое количество отечественных самолётов для передачи их своим дочерним компаниям «России» и «Авроре» для организации межрегиональных перевозок минуя московский авиаузел.


В 2018 году АО «ГСС» окончательно определилось с развитием программы региональных самолётов. Началось проектирование уменьшенной версии Суперджета — SSJ75. 10 самолётов уже заказали ведомства госсектора и 100 — предварительный заказ авиакомпании S7. Машина появится на рынке через пять-шесть лет. У самолёта будет композитное крыло и улучшенная аэродинамика.


SSJ75 — новые материалы, композитное крыло, улучшенная аэродинамика



В 2018 году обозначилась проблема с двигателями SaM146 для самолётов SSJ100. Стало известно о конструктивных недостатках горячей части двигателя, за которую отвечает французская Snecma — в камерах сгорания и маслосборниках появляются трещины. Причём, они появляются в два раза быстрее, чем это оговорено гарантией – через 2-4 тысячи лётных часов вместо 7,5-8 тысяч часов.


Для исправления недостатков данной части двигателя требуются огромные инвестиции и расширение производства, однако Snecma, являющаяся подразделением промышленного конгломерата Safran SA, не планирует что-то менять в текущем производственном процессе. По словам заместителя министра промышленности и торговли Олега Бочарова, условия, которые выставляет Snecma по покупке/аренде подменных двигателей у компании PowerJet, неприемлемы для российских региональных авиакомпаний. «Просто не приемлемы и все, — заявил Олег Бочаров в ноябре 2018 года на отраслевой конференции «Региональная Авиация – системный элемент магистральной инфраструктуры». — А качество самого двигателя вне гарантийного срока и внутри гарантийного срока, вызывает вопросы по горячей части. С этим двигателем нам всё равно жить и дальше. Это решение предшествующих периодов и никто не мог знать, что оно так пойдёт. Безусловно, будем мучиться с этим двигателем, пока не произведём свой», — добавил замминистра.


Также 2018 год запомнится особенно острым накалом критики послепродажного обслуживания самолётов SSJ100 и нехваткой двигателей SaM146 для подмены и производства лайнеров. В ГСС эту проблему понимают и занялись ей очень серьёзно: на 3,5 млрд рублей закуплено запасных частей, полностью реконструирован склад з/ч, проведена комплексная автоматизация рабочих процессов, организована круглосуточная поддержка заказчиков. По всему флоту запущены десятки сервисных бюллетеней для повышения эффективности эксплуатации Суперджетов.


В ГСС внедряется программа сбора и анализа эксплуатационных данных, которая даст возможность получения в реальном времени информации по эксплуатации всего парка SSJ100. Единая база знаний и эксплуатационной статистики повысит эффективность ТОиР, что сократит сроки устранения простоев воздушных судов по техническим причинам.


Кроме того, последние соглашения на поставку SSJ100 в Словению и Таиланд предусматривают одновременное создание в этих странах центров ТОиР, чего ранее не было.


В 2019 году может быть завершено сотрудничество ГСС и ирландской CityJet. Авиакомпания Brussels Airlines, которая брала в субаренду самолёты SSJ100 у CityJet, сообщила о своем решении отказаться от эксплуатации этих ВС. Причиной названо решение CityJet поменять свою бизнес-модель и выйти из программы полётов в Лондон-Сити. По словам главы UCC Александра Рубцова, ситуация может проясниться в первом квартале 2019 года.


Л — 410


19-местный Л — 410 рассматривается Минпромторгом и Минтрансом в качестве базового регионального самолёта Его производство развёрнуто на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) — резидентом «Титановой долины» в Екатеринбурге, где в 2018 году был открыт сборочный цех площадью 12,5 тыс. кв. метров. В 2018 году УЗГА собрал 5 самолётов Л — 410, в 2019 году планируется изготовить 18 самолётов, и в перспективе увеличить их выпуск до 20 машин в год.


В 2018 году были сертифицированы поплавковые шасси, ведутся работы по сертификации лыжных шасси. В 2018 году был подтверждён сертификат на ограничение потребной длины ВПП в 550 метров.


Качество импортозамещённого бортового оборудования для этого самолёта (разработка и производство КРЭТ) выше того, что предлагает французская Thales, и оно дешевле импортного аналога. По словам замминистра промышленности и торговли Олега Бочарова, здесь промышленность впервые вышла на уровень экономически оправданного импортозамещения.


Летом 2018 г. на самолёте был испытан двигатель ВК — 800С с винтом ступинского НПП «Аэросила». Сертифицировать самолёт с российскими двигателями и винтами намечено на 2020-2021 годы. Планируется, что программа импортозамещения позволит достичь уровня локализации в 72-74%.


В Чехии по кооперации выполняется сборка планера, высоко-интеллектуальная производственная часть локализована в России.


ТВС — 2ДТС «Байкал»


Производство этого композитного самолёта готовится на Улан-Удэнском авиазаводе, начало серийного выпуска намечено на 2019-2020 годы. Пока самолёт представлен в единственном экземпляре и является демонстратором технологий. СибНИА совместно с Минпромторгом проводит ОКР для серийного выпуска. По готовности первых серийных машин будут проведены сертификационные испытания.


Потенциальные эксплуатанты хотели бы иметь 14-местный самолёт, однако требования международных сертифицирующих органов не позволяют производить самолёт с одним двигателем на такое количество пассажиров. К самолёту на 9 мест у Минпромторга есть вопросы по эффективности, однако в рамках ОКР они будут решены, и самолёт получит 12 пассажирских кресел.


CR929


В декабре 2017 года Совет директоров СП CRAIC одобрил результаты этапа проектирования Gate 2. Весной 2018 года начался этап эскизного проектирования — Gate 3. На этом этапе будут проработаны несколько концепций лайнера, чтобы оценить преимущества и недостатки каждой из них и выбрать наиболее приемлемую концепцию. Этап Gate 3 должен завершиться в 2019 г. На этапе Gate 4 по результатам выбора поставщиков, будет выполнена интеграция бортовых систем, будут закончены все экспериментальные работы, связанные с выбором профиля крыла, параметров его механизации, работы по обоснованию выбора конструкционных материалов и связных с этим конструкторских решений. Этап Gate 4 планируется пройти в 2020 г.


Летом ОАК и COMAC согласовали общий вид самолёта. Достигнуты соглашения по основным геометрическим параметрам: размах и форма крыла, длина, размеры носовой и хвостовой части фюзеляжа, размеры и форма оперения, расположение двигателей, шасси и дверей.


26 октября компания Леонардо (Италия) и китайский инвестиционный фонд Kandge Investment Group подписали соглашение о партнёрстве в разработке и производстве CR929.

Источник: Aviation21.ru




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу