Авиа новости » Авиа новости » Сколько стоит Су-57

Авиа новости

Сколько стоит Су-57

Сколько стоит Су-57

Стоимость контракта на 76 истребителей Су — 57 для формирования трёх авиаполков, по оценке газеты «Коммерсант», составляет 170 млрд рублей, что примерно $2,6 млрд по курсу 65 руб за $1 или около $35,6 млн за один самолёт. Различные аналитики и эксперты как в России, так и на Западе были крайне удивлены такой нехарактерно низкой стоимостью истребителя.


(ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3968914)


Действительно, контракт на экспорт 24 самолётов Су — 35С для ВВС КНР в 2015 году оценивался примерно в $83,3 миллиона за один самолёт. В 2018 году было уточнено, что один Су — 35С обойдётся Китаю более чем в $104 миллиона, что составляет 289% от цены Су — 57. При том, что Су — 35С — это машина поколения «4++», истребитель старше и значительно уступает по своим боевым возможностям Су — 57.


(ссылка: https://inosmi.ru/military/20180614/242475904.html)


Оценочная стоимость на истребитель пятого поколения привела к ряду утверждений о том, что указанная цена не точна. Западные источники делали особый акцент на относительно небольшом масштабе серийного производства Су — 57 по сравнению с Су — 35С и американскими самолётами пятого поколения F — 35A. Однако существует ряд факторов, которые могут объяснить гораздо меньшую стоимость российского Су — 57, чем предполагают специалисты.


Первое объяснение заключается в том, что в стоимость входит только производство самолётов — без учёта затрат на исследования и разработки, которые уже включены в программу и не увеличатся, независимо от количества заказанных истребителей. Это может иметь очень сильное влияние на цену боевого самолёта. Американский аналог Су — 57 - F — 22, производство которого завершилось в 2009 году, является ярким тому примером.


Документально подтверждено отчётом 2009 года Центра стратегического и бюджетного анализа США (CSBA), что после включения стоимости исследований и разработок (НИОКР), которые составляют более $24 млрд, затраты на один истребитель существенно увеличились — со 150 миллионов долларов до 350 миллионов. В итоге затраты выросли на 250%, а стоимость одной машины выросла с $35 миллионов в ценах 1985 года, до примерно $60 миллионов в 2009 году.


(ссылка: https://csbaonline.org/research/publications/the-f — 22-program-in-retrospect/publication)


Вторым фактором, объясняющим экономическую эффективность российского оборонного сектора, когда его стоимость измеряется в американских долларах, является отсутствие паритета покупательной способности между рублём и долларом США. При дешёвом рубле доллар может купить в России гораздо больше, чем в Европе или в США. И хотя это не объясняет более низкую стоимость Су — 57 по сравнению с Су — 35С, это объясняет, почему российский истребитель намного дешевле американского.


Стоимость жизни в России значительно ниже, чем в США или в Евросоюзе, и десятки, если не сотни тысяч участвующих в программе специалистов, получают гораздо меньше своих коллег на Западе. Это ключ к более низкой стоимости оборонного сектора России, который подрезает конкуренцию с Западом с точки зрения ценообразования.


Третий фактор, объясняющий низкую цену на Су — 57 - договорённости с Объединённой авиастроительной корпорацией о сокращении прибыли и более полного удовлетворения внутреннего спроса. Это привело к снижению стоимости примерно на 20%, а это значит, что первоначальная цена истребителя составляла чуть более $42 миллионов, или немногим больше чем 2/3 от стоимости F — 22. Это также имеет большое значение для объяснения более высокой стоимости самолётов Су — 35С, приобретенных Китаем, когда самолёты, изготовленные на экспорт, стоят дороже, чтобы получить большую прибыль для реинвестирования в собственное авиастроение.


(ссылка: https://militarywatchmagazine.com/article/russia-s-new-su — 57-fighters-cost-just — 35-million-each-are-fifth-generation-jets-really-cheaper-than-the-su — 35)


Также необходимо отметить, что контракт на Су — 35С предусматривал поставку наземного вспомогательного оборудования, запасных двигателей и боеприпасов. Были также учтены затраты на передачу современных высоких технологий, которые оцениваются в сотни миллионов долларов российских инвестиций в исследования и разработки. Таким образом, фактическая стоимость Су — 35С, даже при экспортных поставках, значительно ниже $83 млн.


Стоимость вооружения Су — 57 исключительно высока. Полностью вооруженный и имеющий в достаточном количестве арсенал боеприпасов, Су — 57 может стоить более $50 миллионов. Учитывая затраты на обучение пилотов, запасные части и двигатели, а также новую инфраструктуру обслуживания, цена будет ещё выше. Таким образом, стоимость экспортных вариантов истребителя, с учётом прибыли ОАК, вполне может достигнуть $100 миллионов, особенно если в контрактах будут предусмотрены условия обучения пилотов, что скорее всего и будет, учитывая новизну и сложность самолёта.


Итак, подведём итог.


Первоначальная стоимость инновационного, первого истребителя пятого поколения F — 22 в ценах 1985 года составляла 35 млн. долларов. К окончанию серийного производства самолёта она выросла до 60 млн. долларов в ценах 2009 года.


Первоначальная стоимость первого российского серийного истребителя пятого поколения составляла примерно 42 млн. долларов. За счёт оптимизации производства и сокращения прибыли ОАК цена снижена на 20% и составляет примерно 35 млн. долларов.


Стоимость экспортной версии Су — 57Э может достигать 100 и более млн. долларов за счёт включения в контракт дополнительных условий по вооружению, инфраструктуре, обучению лётного и обслуживающего персонала, передачу технологий и компенсацию снижения прибыли ОАК на внутреннем рынке.


Стоимость истребителя вырастет после того, как пройдёт испытания и начнёт устанавливаться на самолёт двигатель второго этапа «изделие 30».


Контракт на поставку ВКС России 76 истребителей Су — 57 может быть подписан на авиакосмическом салоне МАКС — 2019, который пройдёт в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. Вероятно, в конце лета мы узнаем точную стоимость истребителя.






Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу