МКБ "Компас" поможет создать карту геофизических полей России
В конце августа предприятие подписало соглашение о сотрудничестве с Институтом прикладной геофизики...
Самолёты-амфибии ЛА — 8 (LA — 8) и «Борей» (BOREY) , которые летом этого года совершили кругосветный перелёт в высоких арктических широтах, проектируются в Научно-производственном объединении «АэроВолга», являющимся на сегодня единственной в России компанией, которая поставляет на зарубежный рынок эти машины.
Полный цикл их создания — от задумки и проектирования до испытаний — проходит в Самарской области. Для моделирования самолётов НПО «АэроВолга» использует отечественную CAD-систему КОМПАС — 3D V16, созданную в компании АСКОН.
«АэроВолга» начинала ещё с двухмерного КОМПАС-График. Переход на 3D-моделирование произошёл в 2007 году. Для этого было сразу несколько причин. Во-первых, возросло количество заказов, из-за чего возникла необходимость выпускать конструкторскую документацию в большом количестве, но единого инструмента проектирования не было. КОМПАС — 3D наиболее полно отвечал требованиям ЕСКД, на базе которой на предприятии выпускается вся документация. Во-вторых, в 12-й версии появилось необходимое для проектировщиков моделирование поверхностей, в 14-й этот функционал был отточен, а V16 позволила выполнять зеркальные сборки. Наконец, система 3D-проектирования удовлетворила «АэроВолгу» по соотношению цена-качество. Сейчас в системе на постоянной основе работают десять сотрудников «АэроВолги».
Самолёт-амфибия «Борей» стал первым изделием «АэроВолги», полностью спроектированным в КОМПАС — 3D, включая теоретический чертёж и обводы корпуса, по которым на станках с ЧПУ и 3D-принтерах изготовлены мастер-модели для получения рабочих матриц. Самолёт был спроектирован на основе наработок самарского конструктора малых воздушных судов Бориса Чернова. В течение одного года самолёт был спроектирован, изготовлен и совершил свой первый полёт.
Все самолёты смоделированы так, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при движении по воде, которая в 800 раз плотнее воздуха. У самолёта-амфибии специально подобранная — и проектно, и технологически — форма, и, чтобы обеспечить требуемую геометрию днища, необходимо разработать непростые алгоритмы построения поверхности.
«Методика построения наших моделей довольно оригинальная: мы строим набор пространственных кривых, и их пересечение с выбранной плоскостью сечения даёт совокупность точек-полюсов, которые затем соединяются сплайнами по полюсам, формируя сечение. Таким образом удаётся получить “выглаженные” поверхности. Кроме того, наша методика позволяет оперативно добавлять необходимое для гладкости построения количество сечений», — отмечает главный конструктор НПО «АэроВолга» Дмитрий Суслаков.
Ещё одно конструктивное свойство самолётов «АэроВолги» — большое число составных частей и сборочных единиц, геометрия которых определяется обстановкой. Обстановка занимает почти 50% проекта самолёта. Поэтому для проектировщиков «АэроВолги» важно, что КОМПАС — 3D позволяет работать с компоновочной геометрией.
Недавно в КОМПАС — 3D с максимальным использованием компоновочной геометрии двигателя, моторамы, пилона, крыла и фюзеляжа была спроектирована система отопления для самолёта «Борей». Кроме того, специалисты «АэроВолги» активно используют возможности параметризации в КОМПАС — 3D для конфигурирования различного положения деталей в сборке.
Третья отличительная черта — большая номенклатура составных частей, включая стандартные и готовые изделия. «АэроВолга» не использует библиотеки стандартных изделий. На предприятии принят внутренний регламент для моделирования стандартных изделий и стандартизированных элементов.
Самолёты «АэроВолги» изготавливаются из композитных материалов. Специфика моделирования и выпуска рабочей конструкторской документации изделий из композитов также требует определенной регламентации. Нужно грамотно выявлять, где кончается деталь, а где начинается сборочная единица. Также важны принципы построения модели изделий из композиционных материалов. Внутреннюю структуру композитных изделий на предприятии не моделируют и не отображают — они представлены в виде так называемых «теоретических моделей», которые имеют все массоинерционные свойства готового композитного изделия, но являются изотропными и сплошными. Сами композиционные материалы, изготавливаемые «АэроВолгой», внесены в корпоративный Справочник Материалы и Сортаменты. Этот принцип позволяет существенно экономить ресурсы оборудования и рабочее время проектировщиков.
Объём документов, регламентирующих создание моделей и выпуск конструкторской документации в среде КОМПАС — 3D у «АэроВолги» довольно большой: 13 внутренних стандартов, обеспечивающих разработку, а также некоторые не кодифицированные правила. Обусловлено эту в первую очередь слишком высокой ценой проектной ошибки. Кроме того, на предприятии работают сразу над несколькими заказами, а некоторые проекты находятся в стадии разной степени обдумывания и реализации. Поэтому для «АэроВолги» так важна жёсткая регламентация всех конструкторских работ.
КОМПАС — 3D — российская система автоматизированного проектирования, базирующаяся на собственном математическом ядре и параметрических технологиях, разработанных специалистами АСКОН. КОМПАС — 3D – стандарт для тысяч предприятий, простой в освоении инструмент с широкими возможностям твердотельного, поверхностного и прямого моделирования.
В конце августа предприятие подписало соглашение о сотрудничестве с Институтом прикладной геофизики...
Заказчиком чартерных рейсов из Душанбе стал казахстанский туроператор «Компас»...
Российские-самолеты амфибии обещают поставить в эту страну в 2020-2021 гг....
Российские самолеты-амфибии обещают поставить в эту страну в 2020–2021 гг....
11 апреля в Екатеринбурге завершился форум «Информационные технологии на службе...
10 декабря два стратегических ракетоносца Ту — 160, тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан — 124 и...
В ходе деловой программы МАКС — 2019 было подписано соглашение между Авиационным комплексом имени...
Минпромторг определил разработчика легкого многоцелевого самолета на замену Ан — 2, им стал...
Решение уже применяется для оценки 3D-макетов кабин экипажа...
В августе 2019 г. с небольшой разницей во времени первый полет совершили сразу три новых российских...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама