Авиа новости » Авторские статьи » ТУ-144 сверхзвуковой самолет. Летать ли пассажирам быстрее звука?

Авторские статьи

ТУ-144 сверхзвуковой самолет. Летать ли пассажирам быстрее звука?

ТУ-144 сверхзвуковой самолет. Летать ли пассажирам быстрее звука?

ТУ-144 сверхзвуковой самолет. Великое противостояние. Как всё началось


История единственного в СССР сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась 16 июля 1963 года. В тот день Совет министров и ЦК КПСС постановили утвердить проект создания реактивного пассажирского самолётаТу-144. Ведущим конструктором стал Алексей Туполев.

Чуть ранее (в 1962 году) Англия и Франция, объединив усилия, начали разработку совместного проекта СПС «Конкорд». Планировалось достичь скорости 2200 км/час и сократить тем самым время межконтинентальных перелётов в 2-2,5 раза. Советское руководство решило продемонстрировать Западу превосходство нашей научной и технической мысли. Нужно было создать свой самолёт, который превзошёл бы по скорости, высоте и вместимости англо-французский «Конкорд». Таким образом, Ту-144 – проект, прежде всего, политический и идеологический, а уже потом – технический и экономический. Что и определило его судьбу. Вспомним историю легендарного авиалайнера, ставшего символом своей страны и своей эпохи.

Разработка и первый полёт

В то время сверхзвуковая авиация развивалась уже очень бурно, но это были военные машины, как, например, ракетоносец Ту-122. Пассажирский лайнер пришлось создавать с нуля. За основу взяли истребитель МиГ-21. Главными сложностями в разработке были:

  • необычная аэродинамика фюзеляжа для пассажирского проекта;
  • отсутствие экономичных реактивных двигателей не только в СССР, но и во всём мире;
  • перегрев и деформация корпуса на высоких скоростях;
  • сложность проектирования конструкции крыла для такой модели.


Работы велись с 1964 года, их объём был колоссальным при сжатых сроках. В проекте участвовали КБ, НИИ, производственные объединения, в том числе, авиазаводы в Воронеже и Куйбышеве. Летом 1966 года закончили полноразмерную модель. Первый опытный образец был создан на московском заводе «Опыт». Затем его доставили в Жуковский, где окончательно доработали и собрали.

Впервые Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года (опередив «Конкорд» на 2 месяца). Всё прошло успешно, полёт длился около 40 минут. Экипажем руководил лётчик-испытатель Эдуард Елян. Через полгода самолёт преодолел скорость звука, а чуть позже превысил её вдвое. Это был несомненный успех. Разработчики «Конкорда» предъявили КБ Туполева обвинение в хищении конструкторских решений, но так и не смогли доказать конкретные факты плагиата.

Технические характеристики Ту-144

По виду это был стреловидный моноплан с крупными треугольными крыльями. Схема получила название «бесхвостка». 4 реактивных двухконтурных двигателя располагались попарно под крыльями, в которых были размещены 18 топливных баков. В хвостовой части предусмотрен балансировочный бак. Лайнер оснащался мощным трёхопорным шасси. Для управления самолётом применялась специальная ЭВМ, все системы имели четырёхкратное резервирование. Взлёт и посадка могли производиться на автопилоте в любое время суток, независимо от местных метеоусловий.

Параметры серийного Ту-144



Судьба самолёта


В 1971 году начался серийный выпуск Ту-144. А 3 июня 1973 года во Франции на авиасалоне Ле-Бурже, где присутствовало более 300 тысяч зрителей, произошла катастрофа. Промчавшись над ВПП, Ту-144 перешёл в вертикальный набор высоты. Достигнув отметки 1200 м, он свалился в неуправляемое пике и, буквально разваливаясь в воздухе, рухнул на жилые кварталы городка Гуссенвиль. Погибло 6 членов экипажа, 8 жителей, 25 человек получили ранения. Было разрушено 5 жилых домов и ещё 20 повреждено. Причина крушения точно не установлена. По одной версии, экипаж слишком резко сманеврировал, уходя от столкновения с французским самолётом Мираж-3, который вёл аэрофотосъёмку. По второй версии пилоты допустили ошибку.

В октябре 1975 года после доработки состоялся первый рабочий рейс Ту-144, он перевёз груз почты из Москвы в Алма-Ату. А через 2 года по тому же маршруту начались пассажирские перевозки. Интересно, что билет на Ту-144 стоил в 1,5 раза дороже, чем на обычный дозвуковой самолёт. Но желающих было предостаточно. Вылеты осуществлялись 1 раз в неделю. И каждый из них был тяжёлым испытанием для техников, пилотов, диспетчеров.

23 мая 1978 года Ту-144Д совершил жёсткую посадку в поле недалеко от Егорьевска (Московская область). Из-за поломки топливопровода и утечки горючего загорелся один из двигателей. Салон заволокло дымом, вспыхнул пожар. 2 человека из 8, находившихся на борту, погибли. Лайнер был практически полностью разрушен огнём.

«Аэрофлот» 1 июня 1978 года отменил все пассажирские рейсы Ту-144, за 55 вылетов было перевезено 3284 пассажира. Один из самолётов ещё несколько лет доставлял срочные грузы по маршруту Москва – Хабаровск. Суммарно в составе «Аэрофлота» лайнеры всех модификаций осуществили 102 рабочих рейса.

В период с 1996 по 1999 год самолёт поучаствовал в международном проекте. Россия предоставила специальную модификацию Ту-144ЛЛ в аренду американскому агентству NASA. Летающая лаборатория достойно послужила исследователям в области сверхзвуковых авиаперевозок, совершив 30 вылетов. Именно этот экземпляр Ту-144 был установлен в 2019 году на специальной площадке перед въездом в ЛИИ им. Громова (город Жуковский). Он стал памятником великому самолёту.



Почему прекратили полеты Ту-144?

Главный аргумент – экономическая нецелесообразность и бессмысленность. Авиалайнер был слишком дорог и сложен в производстве и эксплуатации. Расход топлива превышал все разумные пределы. Резкий рост тарифов на перевозки был в СССР просто недопустим. Остро стояла проблема с кадрами: пилотами, бортпроводниками, техниками, диспетчерами. Для приёмки таких машин требовалась реконструкция большинства аэропортов страны. Так и не была решена проблема с двигателями: НК-144А резко ограничивали дальность полета (до 3000 км), надёжность РД-36-51А была слишком низкой. Репутацию самолёта серьёзно подорвали аварии и катастрофы.

Из Ту-144 не вышло успешного коммерческого авиалайнера. Интересно другое: этот самолёт был создан, поднят в воздух, строился серийно и установил 13 мировых рекордов. Его главный конкурент («Конкорд») летал дольше, но был всё же снят с эксплуатации. Видимо, время таких самолётов ещё не пришло…




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу