» » Советские экспериментальные самолеты. Самые известные, так и не вышедшие в серийное производство

Авторские статьи

Советские экспериментальные самолеты. Самые известные, так и не вышедшие в серийное производство

Советские экспериментальные самолеты. Самые известные, так и не вышедшие в серийное производство

Развитая быстро стремящаяся в будущее держава, СССР любил эксперименты в любых отраслях. В том числе в военном авиастроении. Существует богатый список летающих агрегатов, так и не вышедших в серийное производство. Но самыми известными являются 4. Тут рассказывается о них.


Самолет-амфибия ВВА-14 (Бартини)


Упомянутый объект получил прозвище ВВА-14 «Бериев». «Бренд» гидросамолета – быстрота выполнения боевых задач (а именно уничтожение подводных лодок). Такой тип военных летательных аппаратов появился в начале 50-ых – одновременно с рождением в США поколения быстрых атомных субмарин. Разработчик – КБ имени Бериева (отсюда и знакомое наименование). Но проектированием противолодочной авиации занимались еще бюро Бартини и Константинова.

1. Длина – 26 м.

2. Высота – 6,8 м.

3. Размах крыла – 28,5 м.

4. Площадь – 217,8 кв. метров.

5. Масса пустого, с оборудованием – 35 356 кг.

6. Максимальная взлетная – 52 000 кг.

7. Отдельно топлива – 15 500 л.

8. Класс маршевых двигателей – 2 ТРДД Д-30М (тяга 2 на 6 800).

9. Класс подъемных двигателей – 12 ТРДД РД36-35ПР (тяга 12 на 4 400).

10. Максимальная скорость – 760 км в час.

11. Крейсерская – 640 км в час.

12. Скорость барражирования – 360 км в час.

13. Практический потолок – 10000 м.

14. Практическая дальность полета – 2450 км.

15. Продолжительность патрулирования – 2 часа 15 минут.

16. Вооружение – максимум 4 000 кг (8 авиамин и 2 торпеды).

17. Экипаж – 3 человека.

Фюзеляж с пилотской кабиной переходил в так называемый центроплан (основной корпус), по торцам которого крепились 2 богатырских отсека с поплавками, а также с системой их надува. Оперение стало разнесенным. Были еще стреловидное горизонтальное и вертикальное. Отъемные элементы крыла монтировались к кессону корпуса. В результате за необычность дизайна самолет ВВА-14 стали величать «Фантомас». Всего с осени 1972 года по лето 1975 года на «Фантомасе» модели 1-М испытатели выполнили 107 вылетов (количество часов – 103). «Крест» на красавце руководство страны поставило в связи с «затратностью» его серийного изготовления.  



Самолет А-57 (Бартини)


Изучая советские экспериментальные самолеты, понимаешь, что название «Бартини» как-то плохо вписывается в привычный ряд. Но летательный аппарат был. И конструктор с упомянутой фамилией был (звали его тоже не по-русски – Роберт Людвигович). Сейчас мы чаще видим ЭТО в фантастических экшнах или в научных фильмах. Под грифом «невидимка». Однако ж подобные машины были еще видимыми, а звались они «бесхвостками». Корпус плавно переходит в крылья и все такое… Мало того, «Бартини» являлся амфибией. Стратегическая комплексная система с 1952-й по 1961-й годы приземлялась на воду. В любом месте. Строго сбоку она выглядела как судно… Другой ее особенностью значилась способность базироваться на… дрейфующих льдинах. А-57 – первый символ плавающего «невидимки». Единственный минус – огромный размер и вес.

1. Длина – 72,5 м.

2. Максимальная ширина корпуса (не учитывая зоны, переходящие в крылья) – 3 метра.

3. Высота – 7,5 м.

4. Размах крыла – 37,1 м.

5. Площадь – 755 кв. метров (гигант!).

6. Нормальная взлетная масса – 250 000 кг.

7. Максимальная взлетная масса – 320 000 кг (!).

8. Класс двигателя – 5 ТРД НК-10Б (НК-6).

9. Тяга – 5 на 26 000.

10. Максимальная скорость – 2 500 км/час (почти 42 км в минуту или 700 м в сек).

11. Дальность полета («потолок») – 23 000 км.

12. Практическая дальность – 14 000 км.

13. Вооружение – 3000 кг термоядерная бомба «244H»

14. Экипаж – 3 человека.


Ил-102 штурмовик


«Ильюшина» конца 80-ых разработчики сделали штурмовиком-тяжеловесом. «Визиткой» проекта стала впервые реализованная в истории самолетного производства идея совмещения скорости, максимального вооружения и боевой дальности (до 800 км). Ее хотели воплотить еще в Ил-40 (неудачная попытка 1956 года). Возвращались к ней в 60-ых (чтобы направить штурмовики на помощь коммунистам Вьетнама)… Еще одним отличием надо смело назвать большое количество разнообразного вооружения (пушки и УРы, в том числе орудия «земля воздух»). Остается добавить, что обычные люди увидели летающее чудо лишь в 1991 г., на аэродроме в Жуковском.

1. Длина – 17,8 м.

2. Высота – 5,9 м.

3. Размах крыла – 17 м.

4. Площадь – 63,5 кв. м.

5. Масса пустого – 13 000 кг.

6. Нормальная взлетная масса– 18 000 кг.

7. Максимальная взлетная масса – 22 000 кг.

8. Масса внутреннего топлива – 3 700 литров.

9. Масса в ПТБ – 1 930 литров.

10. Класс двигателя – 2 ДТРД РД-33И (нефорсированная тяга – 2 на 5 320).

11. Максимальная скорость – 950 км/час.

12. Перегоночная дальность – 3 000 километров.

13. Практическая дальность – 1000 километров.

14. Практический потолок – 10000 метров.

15. Практическая дальность на большой скорости – до 800 км.

16. Радиус действия (боевой) – не более 300 км.

17. Боевая нагрузка – 7 200 кг (поворотная сдвоенная пушка 30 мм, 2 пулемета КБ имени Грязева (ГШ) 23 мм по 6 зарядов, также УРы – управляемые ракеты класса «воздух-воздух» (Р-60М,Р-73) и УРы класса «воздух-земля» (Х-23,Х-25,Х-29,Х-58), HУРСы (неуправляемые ракеты) всех калибров.

18. Экипаж – 2 человека.

Постройка первого образца завершилась лишь к началу 1982 года, хотя чертежи появлялись еще с конца 70-ых (проект плохо финансировался, так как правительство на тот момент отдавало предпочтение Су-25, ставшему впоследствии серийным). Общее число полетов на опытной модели – 250. Не случилось ни одной поломки или отказа. Производство штурмовика Ил-102 отменили в связи с изменением политической обстановки в стране (виновата была политика разоружения).


Цыбин НМ-1


Имя «Цыбин» самолет получил в честь изобретателя, возродившего конструкторское бюро имени Мясищева. И здесь же разрабатывали менее знаменитые «РС», «2 РС» и «РСР». После его закрыли.

1. Длина – 26,6 м.

2. Максимальный диаметр фюзеляжа – 2 м.

3. Размах крыла – 10,8 м.

4. Площадь – 64 кв. метра.

5. Нормальная взлетная масса – 7 850 кг.

6. Максимальная взлетная масса – 9 200 кг.

7. Класс двигателя – 2 ТРД АЛ-5 (модификация АМ-5).

8. Тяга – 2 на 2 000.

9. Максимальная скорость – 500 км/час.

10. Дальность полета («потолок») – 4 000 метров.

11. Практическая дальность – так и не установлена.

12. Экипаж – 1 человек.

«Сигаретообразная» машина с носом-«шпилем» (реактивный сверхзвуковой разведчик) пилотировалась в целях исследования одной лишь аэродинамики, то есть без нагрузки. «Изюминкой» здесь стало изучение технических характеристик специальных приборов. С 1958-й по 1960-й год на ней поднимались в небо 10 человек (на высотах от 1 до 4 километров). Однако была зафиксирована слишком малая скорость. На тот момент обозначенный параметр был в приоритете (сразу несколько ОКБ соревновались за создание лучшего на Земле сверхзвукового «серийника»).



Указанные авиационные изобретения стали промежуточным этапом в создании идеальных «небесных птиц», в каждой из четырех указанных категорий. Тех, что «парили» недавно в Сирии.




Похожие новости

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу