Авиа новости » Авторские статьи » Embraer VS Bombardier: сравнение авиационных лидеров второго порядка

Авторские статьи

Embraer VS Bombardier: сравнение авиационных лидеров второго порядка

Противостояние этих двух авиационных компаний можно считать калькой со ставшего уже культовым противостояния Boeing и Airbus. Bombardier и Embraer по праву можно считать младшими братьями крупнейших авиационных производителей. Основной сегмент рынка для Bombardier и Embraer – региональные реактивные самолеты и бизнес-джеты. Но прежде чем ответить, кто же всё-таки лучше, необходимо разобраться с историей появления компаний и их конкурентной борьбой.

Embraer



Embraer – акроним от Empresa Brasileira de Aeronautica – бразильская авиационная компания. Авиастроительная компания, предпосылки к созданию которой появились в 40-50-х годах прошлого века, когда бразильское правительство пыталось инициировать создание национального производителя самолетов. Однако, компания появилась лишь в 1969 году и первые 25 лет своего существования находилась под контролем государства. Тогда компания специализировалась на выпуске военных и ближнемагистральных маломестных турбовинтовых самолетов для внутреннего рынка.
Все изменяется в середине 1990-х, когда компания приватизируется, чтобы избежать банкротства. Embraer фокусируется на производстве коммерческих региональных реактивных авиалайнеров, отдавая им предпочтение перед военной авиацией. Компания разрабатывает семейство региональных самолетов Embraer ERJ для перевозки до 50 пассажиров. Embraer Regional Jet становится коммерчески успешным на рынке региональной авиации. Спустя 10 лет, в начале 2000-х компания представляет семейство Embraer E-Jet. Самолеты рассчитаны для перевозки до 120 пассажиров на расстояние до 4000 километров. Семейство E-Jet является флагманом бразильской авиакомпании. В начале 2010-х было анонсировано второе ремоторизованное поколение E-Jet E2


Bombardier


Bombardier Inc. – крупная канадская машиностроительная компания, специализирующаяся на производстве железнодорожной и самоходной техники. В состав компании входит подразделение Bombardier Aerospace, занимающееся производством аэрокосмической техники. Подразделение возникло в 1986 году, после приобретения корпорацией компании Canadair. Следом в течение 5 лет были присоединены Short Brothers из Ирландии, канзасский Learjet, а также De Havilland Aircraft of Canada из Торонто.
Путь компании отличается от бразильского конкурента. С начала своего существования Bombardier сконцентрировала внимание на производстве бизнес-джетов, региональных и среднемагистральных лайнеров. Успешными продуктами компании стали административные самолеты Bombardier Challenger и Bombardier Global, а семейство региональных самолетов Bombardier CRJ (Canadian Regional Jet) стало настоящим бестселлером. Несмотря на успех CRJ не мог охватить весь рынок региональных перевозок, так как старшая модель семейства была предназначена для перевозки до 100 человек. Решением проблемы должен был стать новый современный флагман Bombardier CSeries, рассчитанный на перевозку до 160 человек на дальность до 6000 километров. CSeries по своей вместимости вплотную подступал к таким лидерам сегмента, как Airbus A320 и Boeing 737-800.


Противостояние Embraer и Bombardier


Хоть и рынок региональных перевозок в разы меньше магистральных линий, не стоит его недооценивать. Существует множество региональных аэропортов, особенно в США, которые составляют единую маршрутную сеть с большими хабами. Такие маленькие аэропорты зачастую не способны принимать даже Airbus A320 и Boeing 737. Решением проблемы становятся самолеты Bombardier и Embraer, которые менее требовательны к параметрам аэропорта.
Обе авиакомпании производят имеют широкий спектр производимых самолетов, но наиболее остро конкуренция ощущается именно в сегменте региональных лайнеров. Эту нишу до недавнего времени занимали 3 семейства – маломестный ERJ, более вместительный CRJ и самый крупный E-Jet. Как видно ERJ, CRJ и E-Jet находятся в смежных сегментах рынка и практически не пересекаются. Однако именно это небольшое пересечение в пассажировместимости становится основным полем боя, разворачивающегося между компаниями.

Embraer VS Bombardier: сравнение авиационных лидеров второго порядка


Несмотря на то, что обе компании претендуют на место крупнейшего мирового производителя региональной авиации, производственная политика компаний несколько отличается. Embraer придерживается «чисто региональной» политики. Даже ремоторизованная версия E-Jet E2 предназначена для перевозки до 132 пассажиров на небольшое расстояние. Bombardier же с появлением своего флагмана CSeries стал претендовать на сегмент среднемагистральных лайнеров. Это видно из характеристик флагманских моделей авиакомпаний:






Таким образом, CSeries стал прямым конкурентом мировых бестселлеров Airbus A320 и Boeing 737. Любой коммерческий самолет производится с расчетом на конкретный рынок. Основным потенциальным рынком для Bombardier были США. В 2016 году канадскому производителю удалось заключить сделку с крупной американской авиакомпанией Delta Air Lines на поставку 75 CS100. Однако, позднее выяснилось, что канадцы продавали самолет по цене ниже себестоимости производства лайнера, чем вызвали возмущение национального производителя Boeing. Американский концерн подал жалобу в министерство торговли, обвинив канадцев в демпинге. На волне поддержки национального производства минторг принял решение обложить продукцию Bombardier 220% таможенной пошлиной.
Это могло поставить крест на всем проекте CSeries, но тут на сцене появился европейский авиаконцерн Airbus. В 2017 европейцы и канадцы подписали соглашение, по которому контрольный пакет акций компании CSeries Aircraft Limited Partnership, занимающейся разработкой и продвижением семейства CSeries, переходит к Airbus бесплатно в обмен на предоставление производственных мощностей, поддержку сети постпродажного обслуживания Airbus и самое главное – возможность разместить производство CSeries в штате Алабама, где у Airbus расположена линия сборки, тем самым освободив самолеты от 220% ввозной пошлины. Европейцы же получили совершенно новый региональный самолет, не потратив при этом ни копейки. К тому же, подобного регионального лайнера у их главного конкурента Boeing нет. В начале 2020 года Airbus выкупил долю Bombardier в совместном предприятии и переименовал самолет в Airbus A220. Фактически это стало уходом Bombardier с рынка коммерческих авиалайнеров.
Пока в северном полушарии происходили эти драматические события, в Embraer с озабоченностью наблюдали за происходящим. Получение их главным конкурентом поддержки Airbus не могло положительно сказаться на продвижении новых E-Jet E2. Конкурировать с CSeries, за спиной которого вся мощь европейского концерна – заведомо проигрышная политика, поэтому Embraer искал возможности сотрудничества с другим мировым лидером – Boeing. Совместное предприятие по производству и продвижению E-Jet E2 было анонсировано летом 2018, однако так и не было создано.

Кто на самом деле лучше?

По состоянию на март 2020 года было произведено 20 самолетов семейства Embraer E-Jet E2. В то время на конец 2019 было произведено более 100 самолетов А220. Может ли это означать, что канадцы одержали верх в этой авиационной схватке?
Хоть более технологичным и совершенным оказался флагман канадского производителя, он стал лебединой песней для Bombardier. Новейший технологичный проект CSeries, который казалось был обречен на успех, фактически поставил крест на Bombardier как на производителе коммерческих самолетов. Embraer же хоть и все ещё остался непоглощенным Boeing, остался один на один с другим мировым авиагигантом. Трудно присудить кому-то победу.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу