Авиа новости » Авторские статьи » Один из лучших вертолетов современности Ка-52 «Аллигатор»

Авторские статьи

Один из лучших вертолетов современности Ка-52 «Аллигатор»

Вертолет КА-52 Аллигатор
Фото: Ка-52 «Аллигатор» «Вертолёты России»

Рождение вертолета

В середине 70-х годов в США развернуты работы по созданию перспективного вертолета боевого применения «Апач» AH-64. В ответ в СССР приступили к разработке нового вертолета, который впоследствии был назван Ка-50 или «Черная акула» и его модификация Ка-52 или «Аллигатор».

В январе 1977 года на Ухтомском вертолетном заводе приступили к проектированию нового вертолета В-80, который позже получил имя Ка-50.

При определении внешнего вида новой машины, выбор пал на соосную схему, которая имеет ряд преимуществ перед традиционной с одним винтом. Еще одной особенностью проекта было решение сделать вертолет одноместным, а отсутствие оператора на борту компенсировать навигационной системой с высокоавтоматизированным прицельным оборудованием.

Летом 1982 года новый вертолет впервые был поднят в воздух. В августе к испытаниям добавился второй прототип В-80, на котором уже были установлены новые двигатели, система прицеливания и мобильная пушечная установка.

Рождение новой машины пришлось на тяжелые времена для СССР и только в 1990 году было решено построить серию из 12 вертолетов «Черная акула» или Ка-50. На вооружение вертолет был принят только в апреле 1995 года. Значительные финансовые трудности государства позволили построить к 2000 году всего девять машин из запланированной к 2000 году серии в несколько сотен машин.

Испытания и начало эксплуатации в войсках показали исключительно высокую нагрузку на пилота вертолета, который одновременно выполнял функции оператора наведения. В 1994 году начались работы по созданию двухместной модификации машины. После переоборудования передней части фюзеляжа в середине 1996 года началось производство первой модели Ка-52 «Аллигатор». Впервые Ка-52 был поднят в воздух летом 1997 года.

В серию машина попала только к 2008 году, а испытания завершились в 2011 году. Вертолет Ка-52 практически двойник Ка-50, но есть и существенные отличия. За счет изменения конструкции корпуса он имеет лучшие летные свойства и менее заметен для средств ПВО. Вертолет оснастили электронными устройствами последних разработок наших ученых, но главное, в кабине было установлено дополнительное кресло для оператора наведения и управления вооружением. Повышена скорость и маневренность, большая часть органов управления заменена на жидкокристаллические экраны. Появилась возможность катапультировать пилотов. Улучшено вооружение. Вертолет вмещает 2 тонны различных ракет и бомб. На борту установлена 30мм мобильная пушка.

В наши дни войска используют два варианта вертолета. Это базовая машина и модификация Ка-52 К – корабельная, у которой в целях экономии места во время стоянки лопасти винтов складываются.

Боевое крещение новый вертолет получил во время боев с ИГИЛ в сирийской пустыне, где базируется с 2015 года. Там он успешно применяется для подавления зенитных ракетных комплексов, уничтожении точечных целей. Ка-52 оказался незаменимым при освобождении города Хомс, боях за Пальмиру.

Главный конкурент вертолета Ка-52

В середине 70-х годов прошлого века в США возникла необходимость замены вертолета АН-1 «Кобра». Изначально АН-1 создавался как временный вариант, до запуска винтокрыла АН-56 в производство. АН-56 не смогли ввести в строй в установленные сроки. Тяжелое финансовое положение США не позволило продолжать работы по завершению строительства вертолета и в 1972 году программу закрыли.

Однако армия США очень остро нуждалась в новом убийце бронетехники противника. Военные рассмотрели несколько вариантов различных машин, но выбор остановили на двух вариантах YAH-63 и YAH-64. Оба варианта не совсем устраивали военных и заставляли конструкторов доводить машины до требуемого уровня. И наконец, в 1972 году выбор был сделан в пользу машины АН-64.

В начале 80-х годов, после колоссальной работы по доведению машины, «Апач» попал в серийное производство. На протяжении всей истории своего существования АН-64 постоянно совершенствовался и модернизировался. К настоящему времени АН-64 превратился из простого убийцы танков в грозный многофункциональный вертолет боевого применения.

Вертолет выполнен по классической схеме с одним несущим винтом и рулевым винтом, с трехстоечным неубирающимися колесными шасси. Фюзеляж обычной конструкции сделан из алюминиевых сплавов высокой прочности. Кабина двухместная, защищенная броней снизу и с боков.

На нем была установлена самая современная авионика, сравнимая по сложности с авионикой современного истребителя. Над несущим винтом установлена РЛС кругового обзора миллиметрового диапазона, способная сканировать территорию площадью 50 квадратных километров и обнаруживать до 1024 целей, вертолет оснащен системой ночного видения, система управления стрелковым и ракетным вооружением.

Вертолет «Апач» прежде всего предназначен для борьбы с бронетехникой противника, но возможность поражения точечных целей тоже под силу ему.

Вертолет «Апач» вооружался 16 противотанковыми ракетами поражения точечных целей, автоматическая пушка, ракеты «воздух-поверхность». Дальность ракет позволяет вертолету поражать бронетехнику и точечные цели на расстоянии 11 км, где его не могут поразить ПЗРК.
вертолет AH-64 Apache
Фото: AH-64 «Apache»
Вертолет прошел весьма значительный боевой путь. Он активно участвовал в военных конфликтах в Иране, Югославии, Ираке, Ливане, Афганистане и показал свои лучшие качества.

Так какой же вертолет лучше на сегодняшний день?

Безусловно вертолеты Ка-52 и АН-64 являются лучшими на настоящий момент. Оба вертолета представляют собой сложный авиационный комплекс уничтожения бронетехники и точечных целей противника, оснащены самыми современными средствами электронного оборудования, достаточно мощное вооружение.

Так какой из них лучше? Давайте попробуем разобраться. Прежде всего сравним тактико-технические характеристики машин. Ка-52 способен нести гораздо большую боевую нагрузку, 2800 кг против 2100, имеет большее количество точек подвески 6, против 4. Но в то же время статический и динамический потолок, максимальная допустимая скорость, дальность полета лучше у АН-64. Получается, что технические характеристики не намного лучше у американской машины, но тактические характеристики все таки лучше у нашего «Аллигатора». Можно сделать вывод, что с точки зрения использования как боевого ударного вертолета Ка-52 не во многом, но все таки превосходит АН-64 и, пожалуй, на сегодняшний день это лучший боевой вертолет в мире.
вертолет Ка-52 «Аллигатор»
Фото: Ка-52 «Аллигатор» «Вертолёты России»

Безусловно, что Ка-52 и АН-64 являются мощными представителями боевых вертолетов современности. Но жизнь не стоит на месте. Ученые постоянно работают над новыми технологиями, новыми радиоэлектронными устройствами, новыми материалами, новой техникой. И нет никакого сомнения, что в ближайшем будущем появятся либо новые, более совершенные модификации существующих машин, либо появятся принципиально новые вертолеты более мощные, более совершенные.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу