Гражданская авиация простилась с Ту-134
«Алроса» вывела из коммерческой эксплуатации 72-местный самолет и надеется на Superjet 100...
В гражданской авиации России его последним эксплуатантом стала авиакомпания «Алроса», выполнившая рейс по расписанию из якутского Мирного в Иркутск и обратно, а 22 мая самолет перелетел из Мирного в новосибирский аэропорт Толмачево, где теперь Ту — 134 станет экспонатом местного музея истории авиации.
Ближнемагистральный реактивный самолет Ту — 134 начал свою карьеру в «Аэрофлоте» в далеком 1967-м. Он стал прямым наследником «младшей» версии первого советского реактивного лайнера Ту — 104, имевшей обозначение Ту — 124.
Проект под обозначением Ту — 124А был разработан в ОКБ Туполева в 1961 г. Существует легенда, что лайнер создавался по прямому указанию генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева, который в 1960 г. посетил Францию и получил возможность пролететь на новейшем лайнере «Каравелла» с двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. Лидер отметил, насколько тихо было в салоне самолета в полете. Вернувшись в СССР, он поручил Андрею Туполеву создать собственную «Каравеллу».
На самом деле появление «Каравеллы» подтолкнуло ведущие авиастроительные фирмы мира к апробированию новой схемы, пик увлечения которой пришелся на начало 1960-х. В разных странах почти одновременно создавались пассажирские машины, отличительной чертой которых стало расположение двигателей в хвостовой части фюзеляжа на пилонах. К ним относятся американские DC — 9 и Boeing 727, английские ВАС111, VC.10 и DH 121, голландский F28, советские Ту — 134 и Ил — 62.
Данная схема прежде всего позволяла улучшить аэродинамику самолета за счет использования «чистого крыла» и снизить уровень шума в салоне и кабине экипажа, а также значительно уменьшить нагрузки от газовых струй на фюзеляж.
В ОКБ Туполева при создании нового самолета пошли путем глубокой модификации исходного Ту — 124, удлинив его фюзеляж, перенеся двигатели на пилонах в хвостовую часть, а также заменив хвостовое оперение на Т-образное.
Изначально предполагалось разместить в самолете 56 кресел для пассажиров (50 — в двухклассной компоновке). Затем в проекте число мест довели до 72. Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой должна была достигать 2000 км, крейсерская скорость — 800 км/ч.
Первые два опытных экземпляра Ту — 124А с двигателями Д20П125 были изготовлены в 1963 г. В июле того же года самолет впервые поднялся в небо.
В 1966 г. на Харьковском авиазаводе началось серийное производство лайнера, который получил более совершенные двигатели Д30 и обозначение Ту — 134.
:: ПАО «Туполев»
Первый пассажирский рейс на Ту134 в «Аэрофлоте» состоялся в сентябре 1967 г. из московского Шереметьево в сочинский Адлер, затем машину поставили на рейсы в ленинградский аэропорт Пулково и киевский Борисполь. В 1968 г. начались экспортные поставки Ту134 за рубеж — сначала в ГДР, Польшу, Болгарию, Венгрию, а затем и в другие страны.
Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция Ту — 134 и его летные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат летной годности на соответствие британским нормам летной годности (British Civil Airworthiness Requirements; BCAR), что позволяло использовать ее на международных линиях.
Интересной особенностью ранних версий Ту — 134 было расположение нескольких первых пассажирских кресел спиной вперед, аналогично компоновке вагона железной дороги, со столиком между двумя рядами, обращенными друг к другу.
Пассажирский Ту — 134 унаследовал некоторые черты своего прародителя, бомбардировщика Ту — 16. Он был спроектирован с избыточным, по современным понятиям, запасом прочности. В самом носу самолета, в застекленной кабине, размещался штурман. На ранних партиях для уменьшения пробега на посадке Ту — 134 даже оснащался тормозным парашютом, затем — посадочным щитком внизу фюзеляжа, от которого отказались лишь после установки двигателей Д — 30 2-й серии с реверсом тяги. Такие машины, отличавшиеся также увеличенной до 76 мест пассажировместимостью и сниженным расходом топлива, начали производить с 1970 г. под обозначением Ту — 134А.
С 1980 г. началось производство модифицированных 80местных Ту134Б с бортовым метеолокатором на месте прежней застекленной кабины штурмана. Эта машина оставалась в производстве до 1984 г. Затем еще пять лет достраивалась партия из десяти специализированных Ту134СХ, построенных по заказу Министерства сельского хозяйства СССР. Эти машины, снабженные фотоаппаратурой и другим оборудованием, должны были собирать информацию о состоянии сельхозугодий в стране. Позднее почти все они были конвертированы в обычные пассажирские и стали называться Ту134А3М.
Большинство Ту134А и Ту134Б в процессе эксплуатации оснастили несколько более мощными двигателями Д30 серии 3, после чего они стали именоваться Ту134А3 и Ту134Б3.
Помимо гражданского применения Ту — 134 строился и продолжает использоваться и в интересах оборонных ведомств. Были созданы модификации для обучения штурманов (Ту — 134Ш), а также для подготовки летчиков дальней авиации (Ту134УБЛ) — последние отличались сильно удлиненной и заостренной носовой частью фюзеляжа, имитирующей нос бомбардировщика Ту22М.
Успешное применение нашли Ту — 134 и в варианте «салон» повышенной комфортности — их по сей день используют для перевозки командного состава. До недавнего времени часть машин с переделанным в VIP салоном работала в деловой авиации.
Среди других достаточно экстравагантных применений Ту — 134 — летающие лаборатории для создания системы автоматической посадки отечественного космического челнока «Буран» для отработки космических программ и тренировки космонавтов.
В общей сложности за два десятилетия серийного выпуска в Харькове изготовили 854 (по другим данным — 910) самолета Ту134 разных модификаций. К моменту окончания серийного производства Ту — 134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолетом (уступая Як — 40 и Ту — 154).
За долгие годы эксплуатации Ту — 134 показал свою надежность, отвечая всем требованиям своего времени. По приблизительным подсчетам, за годы использования в гражданской авиации самолеты типа Ту — 134 перевезли не менее 500 млн пассажиров!
Российский «Аэрофлот» продолжал полеты на Ту134 до декабря 2007 г., авиакомпания «Пулково» (ныне «Россия», входящая в группу «Аэрофлот») — до апреля 2009 г. Точка в его эксплуатации в странах Евросоюза была поставлена раньше, в 2002 г., после вступления в действие Главы 3 Приложения 16 Конвенции Международной организации гражданской авиации (ICАО), строго ограничившей уровень шума самолетов на местности. Многие устаревающие самолеты мира, включая и российские Ту — 154М, для продления их эксплуатации в Европе оснащались устройствами снижения шумности двигателей, но дляТу — 134 этот путь был закрыт: удовлетворить новым требованиям можно было бы лишь кардинальной заменой двигателей на более современные. Такие проекты прорабатывались в ОКБ Туполева, но не были реализованы из-за их экономической нецелесообразности.
Вывод Ту — 134 из коммерческой эксплуатации поставил российские авиакомпании перед непростым выбором: чем заменить его на ближнемагистральных региональных маршрутах с небольшими пассажиропотоками. Зарубежные лайнеры Airbus A319 и Boeing 737-700 обладают избыточной вместимостью и дальностью полета, турбовинтовые ATR 72 — малой скоростью. Наиболее оптимальным решением стала новая разработка российских конструкторов — региональный самолет Superjet 100.
Ту — 134 еще можно увидеть в небе России. Относительная низкая стоимость эксплуатации и высокая надежность этих ВС позволяют продолжать их использование в ведомственной авиации.
«Алроса» вывела из коммерческой эксплуатации 72-местный самолет и надеется на Superjet 100...
Перевозчик добавит в парк SSJ 100, потому что Boeing 737 не в состоянии решить все задачи...
Легендарный Ту — 154М (RA — 85684) «Алросы», получивший всемирную известность после аварийной...
Авиакомпания «Алроса» завершила эксплуатацию пассажирских самолётов Ту — 134, 22 мая был выполнен...
Самые интересные новости о гражданской авиации России и всего мира...
После заключительного рейса из Иркутска в Мирный авиакомпания «Алроса» передала свой последний...
ВС получено от прекратившей полеты Azur Air Germany...
Самолёт Бе — 200 станет основным экспонатом Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) на...
Новый A320neo с бортовым номером VQ-BTL прибыл в новосибирский аэропорт Толмачево в первых числах...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама