Авиа новости » Авторские статьи » Авиация Соцлагеря. Гражданская авиация в годы изоляции, или как и куда летали жители стран соцлагеря

Авторские статьи

Авиация Соцлагеря. Гражданская авиация в годы изоляции, или как и куда летали жители стран соцлагеря

Авиация Соцлагеря

Говорить о стремительном беге времени – банально. Но оно с собой уносит многие моменты истории и развития как нашей страны, так и всего мира.

Для выросшего поколения небольшой экскурс в сравнительно недавно прошедшие года, надеюсь, будет интересен. Потому что не изучив опыт прошлого, нельзя построить путь в будущее.

Что такое соцлагерь

Это понятие в политическом лексиконе появилась в 40-е годы прошлого столетия, когда после победы над фашистской Германией произошёл раздел сфер влияния стран-победительниц над государствами Европы.

В зону интересов Советского союза вошли 8 европейских государств: ГДР, Польша, Албания, СФРЮ (Югославия), Чехословакия, Болгария, Венгрия и Румыния – практически вся Восточная Европа.

К ним присоединились Куба, Монголия, Вьетнам, Лаос, КНР и КНДР.

Несмотря на наличие политических и идеологических разногласий, правительства этих стран взяли курс на так называемый «социалистический путь развития».

Мировое сообщество присвоило им такое название.

Железный занавес и СЭВ

Ещё один политический термин, появившийся в 1946 году – железный занавес.

Его автор никто иной, как У. Черчилль. Именно он констатировал тот факт, что контроль и влияние со стороны СССР над странами Восточной Европы практически становится барьером в плане экономического и политического сотрудничества.

Так началась эпоха изоляции, которая поддерживалась с обеих сторон, лишённые возможности интегрироваться в мировой экономический процесс соцстраны создали СЭВ – совет экономической взаимопомощи, просуществовавший с 1949 по 1991 год. Его штаб-квартира располагалась в Москве.

Цель - интеграция социалистической экономики, сотрудничество в плане развития прогресса во всех сферах народного хозяйства.

Была создана система обмена товарами, опытом, взаимной помощи сырьём, оборудованием и продовольствием. Разработаны общие нормы и стандарты.

Гражданская авиация в годы изоляции, или как и куда летали жители стран соцлагеря

В послевоенные годы гражданская авиация СССР получила мощный импульс в своём развитии. Появились новые реактивные самолёты, производство которых было налажено не только в Российской Федерации и союзных республиках – Украинской ССР и Узбекской ССР - но и в некоторых странах соцблока, например, в Польше – АН -2 и АН –28.

Единственная в то время авиакомпания «Аэрофлот» в 1976 году установила мировой рекорд по числу пассажиров, воспользовавшимися её услугами.

Только столичные аэропорты совершали рейсы по двумстам направлениям, связывая столицы государств и республик, крупные города, курорты и областные центры.

Осуществлялись и регулярные рейсы за рубеж: США, страны Западной Европы, Азию.

Купить билет на внутренние направления можно было, но не всегда легко. И если документ, удостоверяющий личность, нужно было предъявлять только при посадке, то купить билет и попасть на самолёт, совершающий рейс за рубеж, могли только граждане, имеющие визу.

К этой когорте относились дипломатические работники, члены туристических групп, спортсмены и артисты.

Уровень обслуживания здесь был на порядок выше и соответствовал стандартам западных авиакомпаний. А иногда и превосходил их.

Уже в 1990 году был зарегистрирован 140- миллионный пассажир, совершивший полёт в этом году.

Анализируя уровень свободы передвижения, легко сделать следующие выводы:

1. Из-за строгого визового режима на посещение стран соцлагеря и остального мирового сообщества необходимости в этих перелетах у граждан СССР не было.

2. Внутренняя логистика авиасообщения была прекрасной. По стране функционировали свыше 1500 аэродромов, из которых ныне осталось меньше трехсот.

3. Приобрести билеты не составляло труда за исключением курортных рейсов в летний период.

4. При покупке пассажир мог воспользоваться льготами: бесплатный перелёт ребёнка, скидки и для студентов и других категорий граждан, покупку билета из резервного фонда при срочной необходимости, подтверждённой документально.

Так что вопрос о свободе передвижения в то время не рассматривался.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу