Авиа новости » Аэропорты » Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

Аэропорты

Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 года № 1393 с 1 ноября все российские компании перешли на отечественные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок (АИС ОВП).

АИС ОВП — это комплекс, состоящий из самостоятельных взаимодействующих между собой систем, который обеспечивает важнейшие производственные процессы авиакомпании: бронирование, продажу воздушных перевозок и допуслуг, оформление перевозочных документов, хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков, регистрацию пассажиров и багажа, архивацию записей о пассажирах.

В условиях антироссийских санкций миграция в российские системы стала важным шагом стратегии по обеспечению суверенитета российской авиационной отрасли. «Сегодня все российские авиаперевозчики используют отечественные системы бронирования авиабилетов и не зависят от решений и угрозы одностороннего прекращения обслуживания со стороны иностранных провайдеров. Все расчеты внутри систем ведутся в рублях, — отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов. — Переход на российские системы бронирования обеспечивает информационную безопасность перевозок, бесперебойное авиасообщение и исключает угрозу утечки персональных данных пассажиров и экипажей». Задача выполнена в кратчайшие сроки, несмотря на отказ некоторых западных провайдеров, ранее обслуживавших российские авиакомпании, предоставить исходные данные.

Односторонний разрыв контрактов западными провайдерами с российскими клиентами, угрожавший сбоем производственных процессов, лишь подстегнул переход на российские системы, но не застал российскую отрасль врасплох. Подготовка к переходу на российские разработки велась с 2021 года в рамках Межведомственной комиссии под руководством Минцифры России и Минтранса России, в которой, помимо профильных ведомств, участвовали и авиакомпании, и разработчики. План экстренного перехода был выстроен заранее. Помимо защиты отрасли от ненадежных провайдеров и возможных сбоев основная задача перехода — это информационная безопасность и защита персональных данных пассажиров и экипажей. Данные хранятся на серверах в России, системы эксплуатируются компаниями-резидентами РФ. Конфиденциальность персональных данных обеспечивается мерами противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с российским законодательством в области обеспечения транспортной безопасности.

Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

ПЕРЕХОД АВИАКОМПАНИЙ ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ» В СИСТЕМУ «ЛЕОНАРДО»

Группа «Аэрофлот» выбрала для своих авиакомпаний («Аэрофлот», «Россия» и «Победа») автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) «Леонардо», созданную компанией «Сирена-Трэвел» в партнерстве с госкорпорацией «Ростех». Чартерные рейсы авиакомпании «Россия» ранее обеспечивались в «Леонардо». Авиакомпания «Победа» перешла в российскую инвенторную систему еще 1 июня. Регулярные рейсы «России» и все рейсы «Аэрофлота» перевели в «Леонардо» 29 октября.

Переход «Аэрофлота» на новую систему бронирования осуществлялся в сотрудничестве с компаниями «РТ-Транском» и «Сирена-Трэвел». С учетом объемов данных крупнейшей авиакомпании России процесс перехода реализован с рекордной оперативностью, при этом с обеспечением высокого уровня устойчивости производственных процессов.

АО «РТ — Проектные технологии» — организация госкорпорации «Ростех», центр компетенций по развитию и внедрению информационных технологий. «Сирена-Трэвел» — ведущий российский разработчик IT-решений для воздушного транспорта.

«Переход на отечественную систему бронирования состоялся в крайне сжатые сроки, — рассказывает заместитель генерального директора по информационным технологиям »Аэрофлота« Антон Мацкевич. — На протяжении последних месяцев »Аэрофлот« плотно взаимодействовал с »РТ-Транском« в рамках задач по совершенствованию ключевого функционала системы с учетом имеющихся и будущих потребностей крупнейшей российской авиакомпании. В самой авиакомпании за это время были качественно проведены основные работы: обучен персонал, подготовлена инфраструктура, проведены мероприятия по обеспечению информационной безопасности. В результате переход прошел успешно, и что самое важное, на период технического перехода нам удалось контролировать операционную нагрузку, включая регистрацию пассажиров в аэропорту в течение 29 октября уже в новой системе, и обеспечить для пассажиров своевременную перевозку и высокую пунктуальность выполнения рейсов».

Миграция из одной системы в другую — сложнейший процесс, которому обычно предшествует тщательная подготовка и период ознакомления, рассказали в «Сирене». В это время разработчик проводит глубинный анализ функционала через призму существующей системы и выявление мест, требующих внимания. После всех подготовительных этапов и переноса данных следует несколько этапов тестирования и исправления любых возникших ошибок.

Но в этом году экстренная ситуация потребовала провести миграцию в считанные дни. В первую очередь это коснулось «Победы». «С момента объявления о прекращении обслуживания авиакомпании »Победа« прежним провайдером до миграции в »Сирену« прошло несколько дней. Западный провайдер не дал »Победе« возможности подготовиться к миграции, предупредив об отключении в последний момент и, по сути, создав угрозу остановки операционной деятельности. И коллапс удалось предотвратить. При этом, несмотря на экстренность процесса, миграция в части данных о пассажирах, бронях, допуслугах произошла качественно, без потерь. Количество ошибок не превышало сотой доли от общего числа бронирований. Все получилось очень оперативно, хотя мы впервые мигрировали лоукостера», — рассказали в «Сирене».

Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

«Адаптация отдельных модулей системы займет некоторое время, но все целевые мероприятия должны в итоге обеспечить максимальные функциональные возможности для производственных и коммерческих процессов компании, а главное — обеспечить широкий спектр удобных клиентских сервисов для наших пассажиров, — подчеркивает Антон Мацкевич. — Сам процесс технического перехода в новую систему, с переводом и сверкой всех баз данных, а также технологических процессов, прошел успешно, благодаря эффективной совместной работе профессиональных команд »Аэрофлота«, разработчиков »Сирены-Трэвел« и интегратора »РТ-Транском«. При этом благодаря современной инфраструктуре базового аэропорта Шереметьево, а также готовности к интеграции системы остальных аэропортов маршрутной сети »Аэрофлота«, технические работы по переходу не повлияли на суточный план полетов: рейсы выполнялись по расписанию, пассажирам была обеспечена своевременная перевозка и предоставление ранее приобретенных услуг. Доступ ко всем сервисам используемой ранее американской платформы Sabre полностью прекращен».

Заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Александр Назаров отметил: «Залогом успешного перехода стали подготовительные работы, которые велись на протяжении нескольких месяцев в тесном сотрудничестве наших разработчиков и представителей авиаперевозчика. Отмечу, что миграция на отечественный софт происходила в беспрецедентно сжатые сроки и при полном отсутствии поддержки со стороны западного провайдера — весь перевод и конвертацию данных наши разработчики были вынуждены писать самостоятельно. Благодаря тому что система »Леонардо« способна адаптироваться под индивидуальные потребности каждого перевозчика и имеет повышенный уровень информационной защиты, сервис обеспечивает главное — бесперебойную работу воздушно-транспортной отрасли России даже в условиях отключения иностранных систем». 

АИС «ЛЕОНАРДО»: БЕЗОПАСНОСТЬ, КАСТОМИЗАЦИЯ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

АИС «Леонардо» на сегодняшний день пользуются 68 компаний, из них 50 российских с суммарным объемом перевозок порядка 45 млн пассажиров в год. Система обслуживания пассажиров Leonardo PSS (и инвенторная система как ее часть) появилась не как «экстренный ответ» на уход западных провайдеров. Большая часть клиентов «Леонардо» подключились в систему уже в конце 2014 года, и с тех пор она развивается и активно наращивает географию присутствия как в России, так и за ее пределами.

«Когда система создавалась, учитывались лучшие наработки отрасли, включая иностранные системы. Мы не делали кальку с зарубежных аналогов, но во многом повторили их логику. Некоторые аспекты реализованы иначе в соответствии с потребностями именно российского рынка», — рассказали в «Сирене».

При создании и продолжающемся развитии системы учитываются как стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), так и специфические требования российских бизнес-практик. Например, система соответствует требованиям российских регулирующих документов в части использования кириллицы, что в зарубежных системах, в принципе, неприменимо.

Инвенторная система «Леонардо» является ядром системы обслуживания пассажиров Leonardo PSS. Она обеспечивает с высокой степенью автоматизации выполнение всех задач, возложенных на системы такого типа: хранение и независимое управление расписанием и ресурсами рейсов, управление продажами и автоматическая ревалидация билетов пассажиров при пересадке.

«Основное предназначение хостовой системы — это ресурс расписания и его последующая дистрибуция в точки, где производится продажа услуг перевозки и допуслуг по определенным каналам, а также эффективное управление коммерческой загрузкой, то есть изменение уровней продаж, чтобы обеспечить максимальный доход авиакомпании, — разъяснили в »Сирене«. — Иными словами, все услуги попадают в систему, и авиакомпания видит, сколько пассажиров на каких рейсах она на данный момент имеет, и может управлять этой загрузкой, изменяя уровни продаж, чтобы они эффективно велись в том или ином канале». В системе технически реализованы такие функциональные блоки, как работа по совместной эксплуатации рейсов (code-share) и франчайзинг (мокрый лизинг), не так давно появилась коммьюторная модель.

Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

Использование технологий искусственного интеллекта позволяет системе «обучаться», упрощая работу пользователя. Этой же задаче служит удобный пользовательский интерфейс: вместо «зеленого экрана» с таблицами, командными строками и кодами пользователь «Леонардо» видит интуитивно понятный графический интерфейс, не требующий от сотрудников специальной подготовки в IT. Так, вся работа с расписанием выполняется в пределах одного экрана, на котором можно менять практически любые параметры рейсов. «Логика процессов внутри хоста строится на максимальной автоматизации: сотрудник освобождается от рутинного нажимания кнопок и может сконцентрироваться на аналитике. Это экономит время и повышает эффективность работы специалиста».

Отличительная черта инвенторной системы Leonardo — это возможность гибко формировать большой набор всевозможных бизнес-правил, которые автоматизируют управление расписанием, загрузкой рейса и другими процессами. Иными словами, достаточно на начальном этапе «объяснить» системе базовые бизнес-процессы, чтобы дальше она самостоятельно принимала решения. Либо, напротив, ограничить степень автономности — в этом случае система будет обращать внимание сотрудника на критические моменты, требующие принятия решения. Например, система позволяет быстро организовать пересадку, если рейс отменяется. Для этого не требуется проводить сложные расчеты и рисовать схемы, кого пересаживать на какой рейс и на каких условиях, — в систему встроены алгоритмы перераспределения пассажиропотоков. Поэтому оператору достаточно сообщить системе, какой рейс отменяется, чтобы все остальное она сделала самостоятельно,.

Немаловажно и наличие блока, который фиксирует каждый процесс, каждое действие, — ничто не происходит без учета. Всегда видно, какие действия, кем на каком этапе были произведены. И ограничений по глубине архива фактически нет.

Поскольку инвенторная система — часть PSS, все процессы, связанные с передачей данных в систему и из нее, происходят внутри PSS-контура. Соответственно, все транзакционные телекоммуникационные передачи данных защищены.

Пассажиры авиакомпаний Группы «Аэрофлот» и других пользователей «Леонардо» могут быть уверены в защите своих персональных данных и эффективной, бесперебойной работе ключевых IT-инструментов воздушного транспорта.

Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности

:: «Аэрофлот»






Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу