Международные системы бронирования согласились хранить данные в России
Минтранс отложил срок исполнения постановления о переносе данных компаний по бронированию...
АИС ОВП — это комплекс, состоящий из самостоятельных взаимодействующих между собой систем, который обеспечивает важнейшие производственные процессы авиакомпании: бронирование, продажу воздушных перевозок и допуслуг, оформление перевозочных документов, хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков, регистрацию пассажиров и багажа, архивацию записей о пассажирах.
В условиях антироссийских санкций миграция в российские системы стала важным шагом стратегии по обеспечению суверенитета российской авиационной отрасли. «Сегодня все российские авиаперевозчики используют отечественные системы бронирования авиабилетов и не зависят от решений и угрозы одностороннего прекращения обслуживания со стороны иностранных провайдеров. Все расчеты внутри систем ведутся в рублях, — отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов. — Переход на российские системы бронирования обеспечивает информационную безопасность перевозок, бесперебойное авиасообщение и исключает угрозу утечки персональных данных пассажиров и экипажей». Задача выполнена в кратчайшие сроки, несмотря на отказ некоторых западных провайдеров, ранее обслуживавших российские авиакомпании, предоставить исходные данные.
Односторонний разрыв контрактов западными провайдерами с российскими клиентами, угрожавший сбоем производственных процессов, лишь подстегнул переход на российские системы, но не застал российскую отрасль врасплох. Подготовка к переходу на российские разработки велась с 2021 года в рамках Межведомственной комиссии под руководством Минцифры России и Минтранса России, в которой, помимо профильных ведомств, участвовали и авиакомпании, и разработчики. План экстренного перехода был выстроен заранее. Помимо защиты отрасли от ненадежных провайдеров и возможных сбоев основная задача перехода — это информационная безопасность и защита персональных данных пассажиров и экипажей. Данные хранятся на серверах в России, системы эксплуатируются компаниями-резидентами РФ. Конфиденциальность персональных данных обеспечивается мерами противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с российским законодательством в области обеспечения транспортной безопасности.
ПЕРЕХОД АВИАКОМПАНИЙ ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ» В СИСТЕМУ «ЛЕОНАРДО»
Группа «Аэрофлот» выбрала для своих авиакомпаний («Аэрофлот», «Россия» и «Победа») автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) «Леонардо», созданную компанией «Сирена-Трэвел» в партнерстве с госкорпорацией «Ростех». Чартерные рейсы авиакомпании «Россия» ранее обеспечивались в «Леонардо». Авиакомпания «Победа» перешла в российскую инвенторную систему еще 1 июня. Регулярные рейсы «России» и все рейсы «Аэрофлота» перевели в «Леонардо» 29 октября.
Переход «Аэрофлота» на новую систему бронирования осуществлялся в сотрудничестве с компаниями «РТ-Транском» и «Сирена-Трэвел». С учетом объемов данных крупнейшей авиакомпании России процесс перехода реализован с рекордной оперативностью, при этом с обеспечением высокого уровня устойчивости производственных процессов.
АО «РТ — Проектные технологии» — организация госкорпорации «Ростех», центр компетенций по развитию и внедрению информационных технологий. «Сирена-Трэвел» — ведущий российский разработчик IT-решений для воздушного транспорта.
«Переход на отечественную систему бронирования состоялся в крайне сжатые сроки, — рассказывает заместитель генерального директора по информационным технологиям »Аэрофлота« Антон Мацкевич. — На протяжении последних месяцев »Аэрофлот« плотно взаимодействовал с »РТ-Транском« в рамках задач по совершенствованию ключевого функционала системы с учетом имеющихся и будущих потребностей крупнейшей российской авиакомпании. В самой авиакомпании за это время были качественно проведены основные работы: обучен персонал, подготовлена инфраструктура, проведены мероприятия по обеспечению информационной безопасности. В результате переход прошел успешно, и что самое важное, на период технического перехода нам удалось контролировать операционную нагрузку, включая регистрацию пассажиров в аэропорту в течение 29 октября уже в новой системе, и обеспечить для пассажиров своевременную перевозку и высокую пунктуальность выполнения рейсов».
Миграция из одной системы в другую — сложнейший процесс, которому обычно предшествует тщательная подготовка и период ознакомления, рассказали в «Сирене». В это время разработчик проводит глубинный анализ функционала через призму существующей системы и выявление мест, требующих внимания. После всех подготовительных этапов и переноса данных следует несколько этапов тестирования и исправления любых возникших ошибок.
Но в этом году экстренная ситуация потребовала провести миграцию в считанные дни. В первую очередь это коснулось «Победы». «С момента объявления о прекращении обслуживания авиакомпании »Победа« прежним провайдером до миграции в »Сирену« прошло несколько дней. Западный провайдер не дал »Победе« возможности подготовиться к миграции, предупредив об отключении в последний момент и, по сути, создав угрозу остановки операционной деятельности. И коллапс удалось предотвратить. При этом, несмотря на экстренность процесса, миграция в части данных о пассажирах, бронях, допуслугах произошла качественно, без потерь. Количество ошибок не превышало сотой доли от общего числа бронирований. Все получилось очень оперативно, хотя мы впервые мигрировали лоукостера», — рассказали в «Сирене».
«Адаптация отдельных модулей системы займет некоторое время, но все целевые мероприятия должны в итоге обеспечить максимальные функциональные возможности для производственных и коммерческих процессов компании, а главное — обеспечить широкий спектр удобных клиентских сервисов для наших пассажиров, — подчеркивает Антон Мацкевич. — Сам процесс технического перехода в новую систему, с переводом и сверкой всех баз данных, а также технологических процессов, прошел успешно, благодаря эффективной совместной работе профессиональных команд »Аэрофлота«, разработчиков »Сирены-Трэвел« и интегратора »РТ-Транском«. При этом благодаря современной инфраструктуре базового аэропорта Шереметьево, а также готовности к интеграции системы остальных аэропортов маршрутной сети »Аэрофлота«, технические работы по переходу не повлияли на суточный план полетов: рейсы выполнялись по расписанию, пассажирам была обеспечена своевременная перевозка и предоставление ранее приобретенных услуг. Доступ ко всем сервисам используемой ранее американской платформы Sabre полностью прекращен».
Заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Александр Назаров отметил: «Залогом успешного перехода стали подготовительные работы, которые велись на протяжении нескольких месяцев в тесном сотрудничестве наших разработчиков и представителей авиаперевозчика. Отмечу, что миграция на отечественный софт происходила в беспрецедентно сжатые сроки и при полном отсутствии поддержки со стороны западного провайдера — весь перевод и конвертацию данных наши разработчики были вынуждены писать самостоятельно. Благодаря тому что система »Леонардо« способна адаптироваться под индивидуальные потребности каждого перевозчика и имеет повышенный уровень информационной защиты, сервис обеспечивает главное — бесперебойную работу воздушно-транспортной отрасли России даже в условиях отключения иностранных систем».
АИС «ЛЕОНАРДО»: БЕЗОПАСНОСТЬ, КАСТОМИЗАЦИЯ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
АИС «Леонардо» на сегодняшний день пользуются 68 компаний, из них 50 российских с суммарным объемом перевозок порядка 45 млн пассажиров в год. Система обслуживания пассажиров Leonardo PSS (и инвенторная система как ее часть) появилась не как «экстренный ответ» на уход западных провайдеров. Большая часть клиентов «Леонардо» подключились в систему уже в конце 2014 года, и с тех пор она развивается и активно наращивает географию присутствия как в России, так и за ее пределами.
«Когда система создавалась, учитывались лучшие наработки отрасли, включая иностранные системы. Мы не делали кальку с зарубежных аналогов, но во многом повторили их логику. Некоторые аспекты реализованы иначе в соответствии с потребностями именно российского рынка», — рассказали в «Сирене».
При создании и продолжающемся развитии системы учитываются как стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), так и специфические требования российских бизнес-практик. Например, система соответствует требованиям российских регулирующих документов в части использования кириллицы, что в зарубежных системах, в принципе, неприменимо.
Инвенторная система «Леонардо» является ядром системы обслуживания пассажиров Leonardo PSS. Она обеспечивает с высокой степенью автоматизации выполнение всех задач, возложенных на системы такого типа: хранение и независимое управление расписанием и ресурсами рейсов, управление продажами и автоматическая ревалидация билетов пассажиров при пересадке.
«Основное предназначение хостовой системы — это ресурс расписания и его последующая дистрибуция в точки, где производится продажа услуг перевозки и допуслуг по определенным каналам, а также эффективное управление коммерческой загрузкой, то есть изменение уровней продаж, чтобы обеспечить максимальный доход авиакомпании, — разъяснили в »Сирене«. — Иными словами, все услуги попадают в систему, и авиакомпания видит, сколько пассажиров на каких рейсах она на данный момент имеет, и может управлять этой загрузкой, изменяя уровни продаж, чтобы они эффективно велись в том или ином канале». В системе технически реализованы такие функциональные блоки, как работа по совместной эксплуатации рейсов (code-share) и франчайзинг (мокрый лизинг), не так давно появилась коммьюторная модель.
Использование технологий искусственного интеллекта позволяет системе «обучаться», упрощая работу пользователя. Этой же задаче служит удобный пользовательский интерфейс: вместо «зеленого экрана» с таблицами, командными строками и кодами пользователь «Леонардо» видит интуитивно понятный графический интерфейс, не требующий от сотрудников специальной подготовки в IT. Так, вся работа с расписанием выполняется в пределах одного экрана, на котором можно менять практически любые параметры рейсов. «Логика процессов внутри хоста строится на максимальной автоматизации: сотрудник освобождается от рутинного нажимания кнопок и может сконцентрироваться на аналитике. Это экономит время и повышает эффективность работы специалиста».
Отличительная черта инвенторной системы Leonardo — это возможность гибко формировать большой набор всевозможных бизнес-правил, которые автоматизируют управление расписанием, загрузкой рейса и другими процессами. Иными словами, достаточно на начальном этапе «объяснить» системе базовые бизнес-процессы, чтобы дальше она самостоятельно принимала решения. Либо, напротив, ограничить степень автономности — в этом случае система будет обращать внимание сотрудника на критические моменты, требующие принятия решения. Например, система позволяет быстро организовать пересадку, если рейс отменяется. Для этого не требуется проводить сложные расчеты и рисовать схемы, кого пересаживать на какой рейс и на каких условиях, — в систему встроены алгоритмы перераспределения пассажиропотоков. Поэтому оператору достаточно сообщить системе, какой рейс отменяется, чтобы все остальное она сделала самостоятельно,.
Немаловажно и наличие блока, который фиксирует каждый процесс, каждое действие, — ничто не происходит без учета. Всегда видно, какие действия, кем на каком этапе были произведены. И ограничений по глубине архива фактически нет.
Поскольку инвенторная система — часть PSS, все процессы, связанные с передачей данных в систему и из нее, происходят внутри PSS-контура. Соответственно, все транзакционные телекоммуникационные передачи данных защищены.
Пассажиры авиакомпаний Группы «Аэрофлот» и других пользователей «Леонардо» могут быть уверены в защите своих персональных данных и эффективной, бесперебойной работе ключевых IT-инструментов воздушного транспорта.
:: «Аэрофлот»
Минтранс отложил срок исполнения постановления о переносе данных компаний по бронированию...
Обновленные требования к системе и защите содержащейся в ней информации утверждены постановлением...
Лоукостер «Победа» мигрировал на российскую систему Leonardo с американской Navitaire...
Достичь плана в 100 млн пассажиров не удастся из-за закрытия 11 аэропортов на юге России...
Проблемы аэропортов и пути их преодоления на форуме «Крылья будущего — 2022» в...
Почему переход к российскому провайдеру даст авиакомпаниям большие возможности усовершенствования...
DCS Аstra в 11-ти международных аэропортах республики...
Успешное тестирование работы этой цифровой связи между самолетом и диспетчерами на российском...
Shirak Avia будет использовать систему пассажирских сервисов Leo PSS...
А за три квартала воздушным транспортом внутри страны воспользовались 60 млн человек...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама