ЦИАМ приступил ко второму этапу НИР «Адаптация» по созданию авиационного двигателя-демонстратора
С 2018 года Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в...
В ЦИАМ завершились испытания ротора-демонстратора «сухого» малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД). Цель испытаний – оценка работоспособности газовых подшипников в системе ротора-демонстратора. Работа является продолжением комплекса расчетно-экспериментальных исследований, проводимых в ЦИАМ в обеспечение создания двигателей будущего – перспективных МГТД с газовыми опорами. Об этом сообщает пресс-служба института.
Особенность конструкции этого двигателя – в применении газодинамических лепестковых подшипников, для которых используется не масло, а воздух. Это позволит в перспективе полностью отказаться от маслосистемы и создать «сухой» двигатель, в котором заинтересованы эксплуатанты из-за снижения стоимости двигателя и сокращения расходов на его содержание.
Кроме того, благодаря газовым подшипникам в отдельных случаях двигатель имеет облегченную упрощенную конструкцию и высокую частоту вращения ротора турбокомпрессора – 100-200 тысяч об/ мин. Традиционные шариковые и роликовые подшипники не рассчитаны на такие высокие обороты.
– В работе есть и свои особенности, – рассказывает ее руководитель Валентин Гаврилов. – Например, технология изготовления элементов газовых подшипников. Обеспечение их работоспособности при высоких температурах в условиях «сухого» трения – нетривиальная задача.
Испытаниям демонстрационной системы газового подвеса ротора предшествовал большой объем исследований по определению оптимальной конфигурации радиальных и осевых газовых подшипников, выбору их параметров, материалов элементов, включая выдерживающие «сухое» трение высокотемпературные износостойкие покрытия. В ходе исследований была решена задача осевой неуравновешенности ротора турбомашины. Чтобы он не смещался, предложено установить в «горячей» зоне двигателя осевой газовый подшипник с лепестками из жаропрочных сплавов, обеспечивающий стабильную безрезонансную работу ротора. Для противостояния колебаниям вала решено применить разрезные лепестки радиальных подшипников – демпферы, – позволяющие работать при перекосе.
При определении динамических свойств роторной системы в ходе испытаний применялись высокоточные датчики, фиксировавшие перемещения ротора в радиальном и осевом направлениях. Проведенное экспериментальное исследование роторного узла с радиальными и осевым подшипниками подтвердило работоспособность выбранной конструкции.
– Разработка перспективна и для малой энергетики, – считает Валентин Гаврилов.
С 2018 года Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в...
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова успешно провёл новую серию...
26 декабря 2018 года специалистами Центрального института авиационного моторостроения имени П.И....
На проходящей Международном авиационно-космическом салоне МАКС — 2019 Центральный институт...
В Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) совместно с Фондом...
Центральный институт авиационного моторостроения им. Баранова (ЦИАМ) заключил контракт с...
Определение тяги двигателя в полёте — необходимое условие для наиболее рационального использования...
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт...
Учёные Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ...
Авиационный двигатель ТВ7-117В разработки санкт-петербургского предприятия «ОДК-Климов»,...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама