Авиа новости » Авиастроение » Двигателисты ждут авиастроителей

Авиастроение

Двигателисты ждут авиастроителей

Двигателисты ждут авиастроителей

B своем недавнем интервью газете «Ведомости» замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров заявил, что как только перспективный российский самолет МС — 21 — 300 начнет поставляться в авиакомпании, ведомство приступит к выбору партнера для проекта МС — 21 — 400. Речь идет об удлиненной версии МС — 21 с максимальной вместимостью более 212 пасс. Воздушное судно рассчитано под нишу middle-of-the-market — это промежуточный рынок между БСМС и ШФДМС. Сегодня перспективные самолеты для этого рынка разрабатывают Boeing (проект самолета NMA — new midsize airplane; на замену Boeing 757) и Airbus (проект A321XLR).

Однако если у главных зарубежных самолетостроителей уже есть обозначенные сроки по вводу в эксплуатацию этих ВС — 2023 г. для A321XLR и 2025 г. для NMA, — то проект МС — 21-400, видимо, пока находится на бумаге. По крайней мере, на сайте корпорации «Иркут», производителя МС — 21, информация о более вместительной версии самолета все еще отсутствует. В свое время работы по МС — 21-400 были отложены из-за того, что увеличение длины фюзеляжа базовой версии семейства требовало увеличения площади композитного крыла, а это потребовало бы большего объема конструкторских работ.


Касаемо двигателей ситуация в первом приближении выглядит проще. Для МС — 21-400 пермское АО «ОДК-Авиадвигатель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) предлагает форсированный вариант двигателя ПД — 14 (разработан в пермском КБ и сертифицирован Росавиаций в октябре 2019 г.) — ПД — 14M с тягой 15,6 тс. Пермским конструкторам есть что предложить и для укороченной версии самолета — МС — 21-200 с взлетным весом 72,56 т. Эту машину они готовы оснастить двигателями ПД — 14А (12,5 тс). Но о реализации проекта МС — 21-200 мало что слышно.


Важно, что на базе единого газогенератора ПД — 14 может быть создано целое семейство моторов тягой от 7,9 до 18,0 т, адаптированных под определенные требования заказчиков. Благодаря унифицированным технологиям можно более дешево и менее технически рискованно создавать двигатели различной мощности для перспективных ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных ГТУ. В частности, дефорсированный вариант ПД — 14 — ПД 10 (10,9 тс) предлагается для установки на перспективный самолет SSJ 130NG. Это увеличенная версия SSJ 100 вместимостью от 130 посадочных мест, которая задумывалась как связующее звено между уже эксплуатируемым вариантом Superjet и новым самолетом МС — 21.


На SSJ 100 сегодня устанавливается российско-французский двигатель SaM — 146 (создан в рамках СП между «ОДК-Сатурн» и Safran). 9 августа на встрече с журналистами в Перми управляющий директор — генконструктор «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев, отвечая на вопрос корреспондента Show Observer, заметил, что французская сторона не будет повышать мощность этого мотора. Пермские разработчики, в свою очередь, рассчитывают, что  российский ПД — 10 (см. таблицу) обеспечит дальность полета SSJ 130NG до 5500 км, увеличение взлетной тяги на 35% и снижение удельного расхода топлива сразу на 14% (в сравнении с SaM — 146).


Более того, дефорсированный двигатель ПД — 8 (7,9 тс) российские двигателисты готовы предложить для так называемого проекта Superjet NEO (самолет SSJ 100 с максимальной долей агрегатов и компонентов российского производства). По словам того же Бочарова, французские партнеры завышают цены, чтобы вернуть вложенные в этот проект инвестиции. Однако, как рассказали Show Observer источники в отрасли, ПД — 8 сейчас находится на стадии эскизного проекта, т. е. мотор еще нужно будет создать, испытать и сертифицировать, что займет немало времени. Между тем сам проект SSJ 100 сегодня испытывает проблемы: в частности, из 132 ВС, переданных российским и зарубежным операторам, активно эксплуатируется только около 70%.


Самым мощным двигателем в линейке ПД может стать ПД — 18Р (Р — редукторный) с тягой 18 т, который ранее предлагался для перспективного дальнемагистрального самолета МС — 21-400LR с дальностью полета до 12000 км. Сообщалось о разработке на базе газогенератора ПД — 14 турбовального двигателя ПД — 12В с тягой 11,5 тс для тяжелых вертолетов, в том числе для замены украинских Д — 136 на Ми — 26.


ПД — 12В может быть предложен и для российско-китайского тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL) — за развитие проекта этого ВС отвечают холдинг «Вертолеты России» и китайская компания Avicopter (подразделение авиастроительной корпорации AVIC). Пока же AVIC выбрала для AHL китайский двигатель WZ — 20 мощностью 8000 л. с.































Сравнение характеристик двигателей ПД — 10 и SaM — 146

Параметры



ПД — 10



SaM — 146



Диаметр вентилятора, мм



1677



1224



Взлетная тяга, кгс



10900



8060



Степень двухконтурности



7,5



4,4



Удельный расход топлива, кг/кгс*ч (H = 11 км, M = 0,8)



0,55



0,64



Источник: «ОДК-Авиадвигатель».







Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу