Авиа новости » Авиастроение » 50 лет Airbus – опыт для российского авиапрома

Авиастроение

50 лет Airbus – опыт для российского авиапрома

50 лет Airbus – опыт для российского авиапрома

28 мая 1969 г. министр транспорта Франции Жан Шаман и министр экономики Германии Карл Шиллер подписали меморандум о запуске совместной программы по созданию первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного самолета А300. В этот день компания Airbus отмечает свой 50-летний юбилей, хотя изначально не было ни компании, ни консорциума Airbus Industrie, ни самолета. А в 2018 г. тогдашний бывший глава Airbus Том Эндерс перед уходом в отставку сказал: «В нынешней политической и экономической ситуации создать Airbus было бы невозможно».

История Airbus интересна и сама по себе, но мы можем взглянуть на нее с точки зрения перспектив развития российского самолетостроения.


Союз от безысходности


Во второй половине 1960-х гг. казалось, что европейские самолетостроители безнадежно проиграли конкуренцию американским Boeing, McDonnell-Douglas и Lockheed. Исследование рыночной ситуации в 1965 г. (так называемый Plowden Report) подтвердило, что затраты на производство самолета в Европе на 20% выше, чем в США, поэтому единственной возможностью остается совместный проект. В июле 1967 г. правительства Франции, Германии и Великобритании согласились на совместное финансирование, высказывая, впрочем, большие сомнения в успехе. В апреле 1967 г. Великобритания вышла из проекта, а в 1968 г. стало ясно, что для проекта A300 нет двигателя — цена, которую Rolls-Royce выставил на предполагаемый двигатель RB207, была неприемлемо высока по сравнению с ценой RB211 для конкурирующего проекта Lockheed L1011.


Так что история Airbus могла закончиться, даже не начавшись. Осенью 1968 г. лидеры проекта решили пересмотреть конструкцию самолета и снизить вместимость в типовой компоновке с 300 до 250 пасс. — так появился A300B, для которого годились и британский двигатель RB211, и американский CF6 производства General Electric. В конце мая 1969 г. программа была официально запущена, а 18 декабря 1970 г. был создан консорциум Airbus Industrie. Помимо банального вывода, что новые проекты продвигаются с большим трудом, следует отметить, что без государственной поддержки Airbus не состоялся бы вообще, но в то же время участие правительств зачастую вызывало политические трудности и вело к излишней бюрократизации. Например, вплоть до 2007 г. Airbus управлялся двумя содиректорами — французским и немецким, — чтобы в равной мере учитывать интересы сторон. При этом, очевидно, политические интересы государства далеко не всегда совпадают с экономическими интересами компании. Так что российские самолетостроители не одиноки в этой проблеме.







Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу