Авиа новости » Авиа новости » Денис Мантуров: SSJ100 остаётся перспективным с точки зрения требований рынка

Авиа новости

Денис Мантуров: SSJ100 остаётся перспективным с точки зрения требований рынка

Денис Мантуров: SSJ100 остаётся перспективным с точки зрения требований рынка

Какие шаги предпринимает государство для решения проблем Суперджета, как скоро поднимутся в небо новые стратегические ракетоносцы и когда Ан — 124 станет «российским» рассказал в интервью специальному корреспонденту «Интерфакса» Екатерине Мальцевой глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.


— Денис Валентинович, расскажите, пожалуйста, о планах на МАКС — 2019: какие новинки авиапрома мы увидим на статике и в небе, что будет наиболее интересно в деловой программе, кто из иностранных гостей посетит выставку?


— Прежде всего, на салоне состоится мировая премьера российского пассажирского самолёта МС — 21-300. Увидеть своими глазами можно будет макет кабины и салона российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, беспилотники и проекты в области сверхзвука. В авиашоу примет участие рекордное количество пилотажных групп – 10, включая четыре — Воздушно-космических сил (ВКС) России.


Однако, главные изменения ждут деловую часть — салон развивается как бизнес-мероприятие и теперь предлагает десятки конференций и круглых столов, эффективный нетворкинг.


— Ожидается ли на МАКСе подписание контрактов по гражданской авиатехнике?


— Будет сделан упор на гражданскую вертолётную технику. Сегодня ведутся переговоры со странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, но не стоит забывать, что большая потребность в новых вертолётах есть и в России. Наш гражданский вертолётный парк один из самых старых в мире – более 70% машин старше 25 лет – это ставит перед промышленностью серьёзную задачу. Работа по обновлению парка будет вестись и на авиасалоне МАКС.


— По итогам I полугодия «Гражданские самолёты Сухого», согласно их отчётности, не продали ни одного SSJ100. С чем вы это связываете? Есть ли тут фактор падения доверия к самолёту после майской трагедии в «Шереметьево»?


– В этом году основные поставки SSJ100 запланированы ГСС на вторую половину года. Сейчас производитель сосредоточен на подготовке соглашения с «Аэрофлотом».


Что касается майской трагедии в «Шереметьево» — я считаю преждевременным и некорректным делать какие-либо выводы, пока комиссия по расследованию не завершила свою работу. Могу лишь отметить, что согласно предварительному отчёту МАК, самолёт был управляем, системы – радиосвязь, управление, механизация крыла, шасси, двигатели – работали.


Мы продолжаем реализацию программы SSJ100. Этот продукт остаётся перспективным с точки зрения требований рынка. Сейчас прорабатывается ряд контрактов как с российскими, так и с зарубежными региональными игроками. Имена назвать не могу, это конфиденциальная информация. Но интерес к SSJ100 есть — это факт.


— Тем не менее, действующие эксплуатанты продолжают предъявлять претензии к надёжности самолета. На ваш взгляд, они обоснованы?


— В целом, надёжность «суперджета» – на уровне других региональных машин. Это не значит, что нам не нужно ничего делать – конструкция постоянно дорабатывается. Государство с прошлого года оказывает поддержку производителю в этой части – компенсирует часть затрат на доработку уже летающего парка.


Гражданское авиастроение – наверно, самая сложная отрасль промышленности, доводка конструкции самолёта, её совершенствование – это непрерывный процесс.


— Отдельный пласт проблем с эксплуатацией SSJ100 связан с обеспечением их запчастями, как они решаются?


— Да, этот вопрос стоит достаточно остро. Мы провели анализ и выявили, что для бесперебойного обеспечения всех эксплуатантов запчастями потребуется увеличить размер обменного пула агрегатов для ремонта более чем в три раза в течение ближайших трёх лет.


До начала этого года были также проблемы с оборотным фондом двигателей, но совместными усилиями удалось выправить ситуацию.


— В целом, какие рассматриваются способы повышения налёта SSJ — 100? Правда, что среди них механизм Тotal care: все виды ТОиР передаются на аутсорсинг ОАК и ГСС, при этом авиакомпания платит им за услуги только ставку лётного часа?


— Очевидно, что нужно вообще менять концепт продукта авиапрома, переходить на сервисную модель бизнеса. Выводить на рынок не самолёт как изделие, а сервис по предоставлению самолёта под расписание. Об этом свидетельствует и последняя международная практика. Например, Boeing и Airbus предоставляют своим заказчикам опцию полной технической эксплуатации самолёта с оплатой этой услуги пропорционально налёту. Более половины всех Boeing 787 поставляются в комплекте с долгосрочными контрактами на полное техсопровождение.


Сейчас такая схема прорабатывается и в ОАК. При заключении контракта между эксплуатантом и производителем все риски и ответственность за обеспечение исправными воздушными судами под расписание переходят к производителю. В этом случае авиакомпания может сосредоточиться на своих ключевых задачах — организации лётной работы, сервиса, развитии маршрутной сети. А все технические вопросы, в том числе по техобслуживанию планера, агрегатов и двигателей, доработке конструкции самолёта, оперативному планированию и расстановке судов под рейс берёт на себя производитель.


Дальнейшее развитие идеи полного техсопровождения — это «мокрый лизинг» (ACMI). Провайдер предоставляет заказчику самолёт, обеспечивает его техническую эксплуатацию, предоставляет лётные и кабинные экипажи, страхует риски. Такая форма привлекательна для эксплуатанта как инструмент развития маршрутной сети и плюс помогает осваивать новый тип самолёта, тем самым снижая потребные инвестиции. Для авиапроизводителя ACMI — это ключ к выходу на новые рынки с новым продуктом.


— Хотелось бы обсудить перспективы ещё одного отечественного лайнера – МС — 21. Для него уже найден «якорный» заказчик за рубежом?


— Вы знаете, что российские компании заказали 175 самолётов МС — 21-300, по ним уже получены авансовые платежи. Конечно, к этому самолёту есть интерес и со стороны зарубежных игроков. Мы рассчитываем, что продвижение на экспорт активизируется после получения сертификата EASA и первых результатов эксплуатации российскими перевозчиками.


— Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что к ОАК могут присоединить «Вертолёты России». Как думаете, будет ли в этом синергия? Ведутся ли переговоры с миноритариями «Вертолётов» об этом – ведь нужно их согласие?


— Сейчас говорить об этом рано, идёт процесс оценки активов ОАК, продолжается финансовый аудит. Эта работа продлится, ориентировочно, до конца года. Только потом будут приниматься конкретные управленческие решения.


— Недавно Минобороны РФ заключило контракт на 76 истребителей пятого поколения Су — 57 - когда начнётся серийное производство этих самолётов и поставки военным?


— Подготовка к серийному производству Су — 57 на КнААЗ в Комсомольске-на-Амуре велась на протяжении нескольких лет. В настоящий момент эта работа завершена. Можно с уверенностью сказать, что мощности завода позволяют обеспечить выполнение контракта с Минобороны.


— При выполнении контракта на 76 Су — 57 производство Су — 35 останется на том же уровне?


— Разумеется, в рамках действующей госпрограммы вооружения до 2027 года поставки Су — 35 предусмотрены.


— Уже сформирован окончательный облик нового стратегического ракетоносца-бомбардировщика ПАК ДА? Когда начнётся строительство первого опытного образца?


— Да, Минобороны утвердило все технические требования. Работы по созданию ПАК ДА в установленные сроки развернуты в «Туполеве» и на предприятиях кооперации. От дальнейших подробностей воздержусь.


— А как продвигается создание модернизированной версии «Белого лебедя» — Ту — 160М?


— В конце 2020 года в рамках госконтракта по заказу Минпромторга России состоится выкатка первого построенного с нуля самолёта Ту — 160М. Параллельно идёт строительство первой партии серийных самолётов по контракту с Минобороны (на 10 машин). Кроме того, ведётся глубокая модернизация строевых Ту — 160 - эта работа будет завершена в заданные военным ведомством сроки.


— Аналогичный вопрос и по Ту — 95МСМ — каковы сроки создания новой версии стратегического ракетоносца?


— В этом году состоятся выкатка первого глубоко модернизированного самолёта Ту — 95МСМ и начало его испытаний. Параллельно готовится к заключению опережающий контракт с Минобороны на глубокую модернизацию строевых Ту — 95МС.


— Когда завершатся заводские испытания Ту — 22М3М и начнутся поставки Минобороны?


– Первая опытная машина уже проходит заводские лётные испытания, к концу года к ней присоединится вторая. В третьем квартале 2020 года самолёты будут предъявлены военным на государственные совместные испытания (ГСИ). Аналогично программе Ту — 95 параллельно прорабатывается опережающий контракт с Минобороны на глубокую модернизацию строевых Ту — 22М3.


— Есть ли планы разработать новый дальний противолодочный самолёт, который в перспективе заменит Ту — 142 и Ил — 38?


— Минобороны недавно поставило задачу разработчикам подготовить предложения по созданию нового патрульного самолёта на базе имеющихся образцов. В этом году, полагаю, принципиальный выбор будет сделан.


— А пока планируется модернизировать Ту — 142 для морской авиации ВМФ?


— Вопрос глубокой модернизации Ту — 142 в настоящее время прорабатывается на основе опыта модернизации самолётов Ту — 95МС.


— В годовом отчёте «Ильюшина» за 2018 год сообщалось о заключении контракта на опытно-конструкторские работы по сверхтяжёлому военно-транспортному самолёту (СТВТС) на замену украинскому Ан — 124 «Руслан» — как идут эти работы?


— КБ «Ильюшин» по заказу Минпромторга России с 2017 года ведёт разработку глубоко модернизированного сверхтяжёлого военно-транспортного самолёта Ан — 124-100М. Модернизации подвергаются бортовое радиоэлектронное оборудование, общесамолётные системы. Реализация этих мероприятий позволит уже в ближайшее время считать самолёт Ан — 124 «российским». Защита технического проекта по модернизированному самолёту назначена на 4 квартал 2019 года, работы ведутся в соответствии с планами.


Что касается перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА) на замену Ан — 124 «Руслан», то на данный момент «Ильюшин» ведёт научно-исследовательскую работу (НИР) по выбору облика ПАК ВТА. Защита аванпроекта назначена на 2020 год.


— Принято ли решение по среднему транспортнику (СВТС) — это будет Ил — 276 или Ту — 330?


– Разработка среднего военно-транспортного самолета также проводится по заказу Минпромторга России. При формировании тактико-технического задания мы исходили из того, что на этапе эскизного проектирования конструкторам ОАК необходимо с участием различных конструкторских школ проработать максимальное количество альтернативных вариантов СВТС, удовлетворяющих требованиям ТТЗ.


В настоящее время действительно рассматриваются два варианта СВТС, построенных на базе разработок, предлагаемых «Ил» и «Туполев». В ближайшее время комиссия заказчика, сформированная из представителей научных центров авиационной отрасли, предприятий промышленности, Минпромторга и Минобороны России начнёт свою работу с целью формирования рационального облика СВТС с учётом потребностей государственной и гражданской авиации.


— Сколько времени потребуется на доработку лёгкого транспортника Ил — 112В до требований тактико-технического задания Минобороны?


— Разработчик уже приступил к запланированным мероприятиям по достижению требуемых тактико-технических характеристик Ил — 112В. Мы рассчитываем, что их реализация позволит получить предварительное заключение о выпуске установочной партии, и в 2022 году первые самолёты уже поступят в опытную эксплуатацию.


— Когда может начаться разработка скоростного боевого вертолёта (СБВ) для Минобороны РФ?


— Напомню, что холдинг «Вертолёты России» и министерство обороны в 2017 году заключили контракт на проведение научно-исследовательской работы «Скорость». Эта НИР была успешно завершена, все её результаты приняты заказчиком. В данный момент идёт формирование технического задания на выполнение следующего этапа научно-исследовательской работы, который может начаться уже в 2020 году.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу