» » A-12 - американский самолет-шпион с электронными пушками

Авторские статьи

A-12 - американский самолет-шпион с электронными пушками

A-12 - американский самолет-шпион с электронными пушками

Шпионские самолеты американской разведки должны были защищаться электронными лучами от радаров противника. Но проект остался только в экспериментальной стадии. Это связано с аналогичным планом добавления радиоактивного цезия в авиационное топливо.

Легендарный трехмоторный стратегический разведывательный самолет SR-71 Blackbird известен практически всем. Однако, намного меньше людей знают, что Blackbird был структурно основан непосредственно на другом самолете-шпионе Lockheed А-12. Тип А-12 был создан по прямому приказу разведывательной службы ЦРУ.

Загадочная буква «А» может немного запутать обозначение типа. Для машины, разработанной для классического американского военного, мы смотрели бы на ударный/боевой самолет («Атака»), но здесь мы должны избавиться от этой номенклатуры. Он был основан на внутреннем обозначении проекта «Архангел», в то время как двенадцатое проектное решение было реализовано.

Из пятнадцати произведенных А-12 шесть потерпели крушение. Однако это были не потери во время оперативного использования на вражеской территории, а несчастные случаи, произошедшие во время испытаний и тому подобное.

Самолет, который пилоты назвали Cygnus, имел относительно короткую карьеру. ЦРУ ликвидировало все эксплуатируемые А-12 после одного сезона интенсивного использования в 1968 году. Одной из причин этого шага стали опасения по поводу развития радиолокационных технологий. Однако они были и во время проектирования. Авторы проекта самолета-шпиона частично рассматривали решение под названием «плазменный стелс» для защиты от радаров противника.



Плазма представляет собой смесь свободных электронов и ионов. Это наиболее распространенное состояние материи во вселенной. Тем не менее, она относительно редка на Земле. Это потому, что для её создания обычно требуется высокая температура или электрическое напряжение. В природе плазму можно встретить, например, во время удара молнии.

Для создателей военных самолетов у нее есть одна интересная особенность: он поглощает электромагнитное излучение, в том числе радиолокационное. Согласно некоторым источникам, самолет или ракета, окутанные плазменным облаком, могут быть невидимы для радаров.

В конце концов, нежелательный «плазменный стелс» известен космонавтам, возвращающимся с орбиты, когда их корабль создает плазму быстрым полетом через атмосферу. Результатом является потеря связи между кораблем и центром управления.



В секретной части проекта Lockheed, под названием Skunk Works, было предложено смешать специальный компонент с топливом самолета. Самолет получил название A-50. Основным компонентом топлива должен был стать цезий. Атомы этого элемента имеют тенденцию легко терять свои электроны и таким образом превращаться в ионы. Однако это решение имеет один очевидный недостаток.

Даже если бы А-50 работал, плазменное облако образовалось бы только позади самолета. В Skunk Works это понимали. Поэтому они разработали защиту фронта - самолет А-12 должен был получить электронные пушки. Проект получил кодовое название Kempster.

Термин «электронная пушка» вызывает ассоциации с научной фантастикой. На самом деле, это довольно распространенная вещь. До недавнего времени электронные пушки (также излучатели) были частью классических коробочных мониторов и телевизоров. Изображение в этих устройствах создавалось путем направления потока электронов, которые падали на заднюю часть экрана и освещали его отдельные точки.



Для самолета-разведчика ЦРУ был возможен немного другой тип электронной пушки, чем тот, который работал на обычном телевизоре того времени. Westinghouse отвечал за создание. Сначала они попытались заказать устройство из Германии и просто доработать его. Устройство работало, но оно было слишком большим и тяжелым, поэтому его нельзя было установить на крыльях. Единственным вариантом было поместить его в грузовой отсек, где он занимал место для шпионских/разведывательных камер. Кроме того, электронный конус был бы направлен вниз, а не вперед.

Поэтому Westinghouse создали собственный прототип, который уже имел приемлемые размеры. Самолет получил две электронные пушки - по одной на каждое крыло. Пилот мог включить их из кабины. Система Lockheed была проверена как минимум в течение двух испытательных полетов. В конце концов, однако, она никогда не использовалась.

Судьба А-50 была аналогична. Ни одна из этих двух мер не дает четкого представления о том, будет ли она, если она используется, выполнять свою цель и защищать самолет от радаров противника.



У самолета A-12 также были другие особенности, которые должны были уменьшить радиолокационное поперечное сечение.

Помимо формы, была специальная краска. Она содержала миниатюрные железные шары. Литр краски стоил около 400 долларов, что по сегодняшним ценам будет соответствовать 3000 долларам. Однако, самолеты были уязвимы. Об этом свидетельствует инцидент 30 октября 1967 года. Пилоту Денису Салливану было поручено совершить два полета над северной вьетнамской территорией. Во время второго зенитная батарея выпустила в него не менее шести ракет класса «земля-воздух». Они все промазали.

Однако одна из них взорвалась на расстоянии от 100 до 200 метров от А-12 Салливана. После приземления механики обнаружили небольшой кусок ракеты в правом крыле самолета. Самолеты А-12, как и позднее СР-71, защищались от противовоздушной обороны противника преимущественно своей скоростью. Однако фюзеляж прогревался до высоких температур во время полета с трехкратной скоростью звука. Поэтому он должен был быть сделан из титана.

Это принесло три проблемы: высокая стоимость, трудности в обработке и поиске материала. С ценой ничего нельзя было поделать, американцы должны были с этим смириться. Lockheed, в свою очередь, должен был перенять новые технологические процессы для постройки самолета.

Поскольку в США было мало титана, ЦРУ искало его за границей. Как ни парадоксально, крупнейшим экспортером был Советский Союз. Американцы купили материал у СССР, чтобы строить свои самолеты-шпионы через прикрытые компании.




Похожие новости

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу