Авиа новости » Авторские статьи » Су-47 «Беркут» экспериментальный самолет. Характеристики, оценка истребителя и почему закрыли проект?

Авторские статьи

Су-47 «Беркут» экспериментальный самолет. Характеристики, оценка истребителя и почему закрыли проект?

Су-47 «Беркут» экспериментальный самолет. Характеристики, оценка истребителя и почему закрыли проект?

Су-47, истребитель с обратной стреловидностью крыла, разрабатывался ОКБ Сухого с 1983 г. Первый полёт совершил в 1997 г. Серийно не выпускался. Многие решения, применённые и впервые опробованные на Су-47, сегодня используются при производстве малозаметного истребителя 5-го поколения Су-57.

Су-47 характеристики


1. Габаритные характеристики:

- Длина: 22,6 м;

- Размах крыла: 16,7 м;

- Масса: 19500 кг (без вооружения и топлива);

- Максимальная взлётная масса: 38500 кг.

2. Лётные характеристики:

- Максимальная скорость на высоте 2000 м: 2500 км/ч;

- Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч;

- Мощность двигателей: 2*15500 кг*м/с;

- Потолок: 20000 м;

- Длина разбега на взлёте: 90 м.

3. Вооружение:

- Пушечное: 1*30-мм автоматическая пушка ГШ-30-1;

- Ракетно-бомбовое: до 8000 кг во внутренних отсеках.

Стоит отметить, что указанные характеристики являются лишь заявленными. Так, подвесное вооружение на самолёте устанавливалось лишь при разработке конструкции ракетно-бомбовых отсеков для Су-57. Пушка ГШ на истребитель Су-47 никогда не устанавливалась.

Также экспериментальный истребитель Су-47 никогда не достигал заданной максимальной скорости на высоте – конструкторы опасались, что конструкция крыла, изготовленного с обширным использованием лёгких композитных материалов, не выдержит такой нагрузки. Реально самолёт больше 1600 км/ч не летал.

История разработки и использования


В конце 1970-х гг. 20 в. конструкторам американской авиастроительной фирмы «Грумман» пришла идея создать высокоманевренный самолёт с крылом обратной стреловидности, который смог бы на равных соперничать с советскими истребителями в ближнем воздушном бою. Проект получил название X-29 и был реализован к 1985 г.

Советские конструкторы не отставали. Разработка отечественного сверхзвукового сверхманевренного истребителя с обратной стреловидностью началась в 1983 г. под патронажем ВВС СССР. В дальнейшем, ВВС отказались от финансирования программы С-37, и шефство над ней взял ВМФ. Планировалось, что самолёт встанет на вооружение новых советских авианосцев.

С началом 1990-х, ввиду бедственного положения российской экономики, разработка самолёта продолжилась специалистами ОКБ Сухого в частном порядке. В 1997 г. самолёт поднялся в воздух, затем сменил имя с С-37 на Су-47, получив при этом прозвище «Беркут», и был представлен общественности на авиасалоне МАКС-2001. Прозвище самолета Су-47 по классификации НАТО – «Firkin».

Российские военные от идеи закупки самолёта отказались. Не смог он заинтересовать и потенциальных заказчиков из других государств.

Единственный построенный самолёт использовался ОКБ Сухого для обкатки ряда конструктивных решений, применённых впоследствии на Су-57 (Т-50), и продолжает ограниченно использоваться конструкторским бюро как летающая лаборатория. Самолёт был вновь представлен публике на МАКСе-2019.

Проект X-29, к слову, также был свёрнут на стадии испытаний. Всего было построено два экземпляра.

Конструкция истребителя


Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Это значит, что в создании подъёмной силы участвуют три крыла, расположенные в одной плоскости в носовой, средней и хвостовой частях самолёта. Схожая схема применена на истребителе Су-27.

Основное крыло, отличающееся обратной стреловидностью, - двухкомпонентное, состоит из корневых частей и консолей. Оборудовано элеронами для управления по крену. И консоли, и корневые части могут менять угол стреловидности. При этом, только консоль имеет отрицательный угол отклонения по отношению к фюзеляжу, корневая часть направлена под нормальным углом, то есть имеет прямую стреловидность.

Переднее и заднее горизонтальные оперения призваны служить образованию дополнительной подъёмной силы в маневренном бою и при укороченном взлёте, а также помогают управлению по крену и тангажу. При посадке используются в качестве дополнительных тормозящих поверхностей.

Ввиду особенностей аэродинамического поведения крыла обратной стреловидности в конструкции были широко применены композитные материалы на основе углепластика. Лишь в некоторых продольных жёстких элементах был применён алюминий.

Вертикальное оперение двухкилевое с небольшим разносом поверхностей, как на американских F/A-18. Это вкупе с урезанием площади килей по высоте способствовало снижению радарной заметности истребителя.



Обратная стреловидность крыла Су-47


Обратная стреловидность обеспечивает самолёту феноменальную маневренность на малых высотах. Су-47 потенциально очень маневренный, ведь к обратной стреловидности прибавляется изменяемая геометрия основного крыла и отклоняемость переднего и хвостового горизонтальных оперений. На истребителях классической схемы, например, Су-27, маневренность достигается отклоняемым вектором тяги двигателей.

Однако, обратная стреловидность имеет и ряд недостатков, которые объясняют, почему ещё ни один сверхзвуковой самолет такой схемы не производился серийно.

Во-первых, крайняя неустойчивость в полёте, которая усугубляется тройным продольным оперением. В горизонтальном полёте образующаяся подъёмная сила оказывается избыточной, и пилотирование для лётчика становится мучением.

Во-вторых, образуется аэродинамический эффект скручивания. Он способен, в прямом смысле, оторвать самолету консоли крыла. Поэтому, они должны быть максимально лёгкими. Именно по этой причине Су-47 оснащён композитным крылом, лёгким, но относительно непрочным.

В-третьих, крыло изменяемой стреловидности благоприятно сказывается на характеристиках самолета только на низких высотах в маневренном ближнем бою, в то время как на высоте оно лишь создаёт дополнительное сопротивление. Развитие же авиационного управляемого вооружения ведёт к тому, что основой воздушных сражений будущих войн будет всё-таки дальний ракетный бой на средних и больших высотах.


Фюзеляж


Фюзеляж истребителя в разрезе имеет форму овала. Выполнен в основном из алюминия с применением титана. Двигатели расположены в хвостовой части. Кабина пилота – в носовой. Она закрыта стеклопластиковым колпаком. Весь самолёт был покрыт специальной краской, снижающей радиолокационную заметность истребителя.


Силовая установка


Истребитель оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой Д-30Ф6. Особенностями установки являлось выведение основных воздухозаборников над крылом, что препятствовало попаданию в двигатели посторонних предметов. Это позволяло бы использовать самолёт с грунтовых аэродромов. Сами воздухозаборники имели змееобразную форму в продольном сечении, что снижало тепловую радарную заметность истребителя.


Авионика


На истребителе впервые была применена цифровая, а не аналоговая система управления с многократным дублированием. Имелась и резервная гидравлико-механическая система на случай отказа основной.

Авионика самолёта являлась передовой для конца 1990-х гг. Схожие решения по управлению полётом были впоследствии применены на истребителях Су-35 и Су-57.


Предполагаемое вооружение


Серийные самолеты предполагалось оснащать скорострельной автопушкой ГШ-30-1, которая должна была устанавливаться в носовой части самолета. Основным вооружением должны были стать ракеты класса «воздух-воздух» семейств Р-78 и Р-74. Допускалась возможность применения управляемого вооружения класса «воздух-поверхность».

Нормальной боевой нагрузкой считалась 1 т, максимальная составляла 8 т. Су-47 стал первым отечественным истребителем, чьё вооружение предполагалось размещать в закрытых внутренних отсеках. Сделано это было как из-за слабости конструкции крыла, так и по соображениям незаметности.


Приспособленность к укороченному взлёту


Так как самолёт изначально разрабатывался как палубный, для взлёта ему достаточно 90 м ВПП. Также самолёт приспособлен к посадке по крутой параболической глиссаде на палубу авианосца. Истребитель оборудован посадочным гаком.


Су-47 Беркут почему закрыли проект? Оценка истребителя


Су-47 разрабатывался в сложное для России время в частном порядке. Поэтому, его принятие на вооружение так и не состоялось. Когда же ВВС России стали готовы закупать современные самолеты, концепция Су-47 морально устарела.

Сама концепция манёвренного истребителя с крылом обратной стреловидности была признана малоэффективной как в России, так и в США. Главной проблемой стала неустойчивость самолета в полёте, а также высочайшие требования к квалификации пилота.

Тем не менее, именно на Су-47 были впервые применены революционные для российского авиапрома решения, такие как цифровая ЭДСУ, технологии малозаметности.

Су-47 стал экспериментальной базой, на основе которой ОКБ Сухого начало разработку принципиально нового сверхманевренного малозаметного универсального истребителя Су-57, который, тем не менее, был уже выполнен по схеме с классической стреловидностью.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу