Авиакомпания "ЮТэйр" выбрала StandardAero для ремонта двигателей PW127M
Двигатели установлены на ее региональных турбовинтовых самолетах ATR 72-500...
В качестве спикеров на нем выступили ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», УК «Аэропорты Регионов», ГК «Спектрум», «Прогресстех», «Геостройизыскания», EcoDomus, Autodesk, «Академия БИМ», НТЦ «Конструктор». «Приняла» ли отрасль BIM- технологию? Какие задачи предстоит решить компаниям, которые только собираются внедрять информационное моделирование? Об этом мы поговорили с докладчиком мероприятия Александром Осиповым, генеральным директором «Академии BIM».
Александр, почему в последние время дискуссия вокруг BIM в аэропортовой отрасли активизировалась?
Это случилось благодаря интересу к теме со стороны руководителей компаний, которые постоянно заказывают проектирование и строительство аэропортов и аэродромов, а также выходу двух документов: распоряжения Минтранса России от 17 сентября 2020 года АК 177-р и Постановления Правительства №331 от 5 марта 2021 года, предписывающего c 1 января 2022 применять технологию BIM на всех объектах, заказчиком которых выступает государство. Эти документы в равной степени относится как к строителям аэропортов, так и к строителям любых других объектов – гражданских и промышленных зданий, железнодорожной инфраструктуры и так далее. При этом рынок аэропортовой инфраструктуры имеет существенное отличие от других рынков, которых касается данное постановление. Рынок аэропортовой инфраструктуры достаточно узкий, на нем действует несколько крупных заказчиков, не более десятка генпроектировщиков и столько же специализированных строительных компаний. Рынок долгое время находился в «равновесном» состоянии, а сейчас с выходом постановления активизировался.
Вы имеете в виду, что специалисты аэропортовой инфраструктуры только сейчас начали изучать BIM?
Вовсе нет. Информационное моделирование уже давно пришло в отрасль, но его распространение остановилось на стадии проектирования. В России есть аэропорты, полностью спроектированные в BIM. Например, аэропорт Курумоч в Самаре, которым занимались специалисты компании «Спектрум» – один из участников онлайн-форума. Если говорить о проектировании, то отрасль находится на стадии оттачивания навыков, уточнения нюансов. И по количеству успешно реализованных кейсов в BIM она впереди многих смежных отраслей, например, строительства железнодорожной инфраструктуры.
А что происходит со строительством?
Пожалуй, есть единичные примеры использования BIM на этой стадии, такой кейс был представлен компанией «Спектрум». Сейчас очень важно убедить компании, у которых уже есть информационная модель, шагнуть на следующий этап, где модель может принести гораздо большую выгоду. Сейчас же в подавляющем большинстве случаев BIM-модель «ложится в стол» по окончании стадии проектирования.
Получается, что вступления постановления в силу не достаточно для того, чтобы все участники рынка начали применять BIM на всех стадиях жизненного цикла объекта, как того требует закон?
Здесь есть нюансы. Во-первых, многим пока непонятно, как именно будет работать постановление, чего именно требуют от рынка законодатели. Сейчас инициативная группа экспертов разрабатывает дорожную карту по переходу на BIM. Планируется представить ее на рассмотрение Минстрою до 1 июля. Наша компания тоже принимает участие в этой работе. Во-вторых, компании должны видеть реальные преимущества BIM на этапе строительства, иначе использование технологии будет чисто формальным.
Какие выгоды получают участники рынка от применения BIM на стройке?
Сокращение стоимости строительства. По данным PwC оно достигает 21%. Из чего эта цифра складывается? Из сокращения сроков, снижения расхода материалов, снижения объема переделок, улучшения условий труда и снижения травматизма, повышения эффективности использования активов, например, строительной техники и так далее. Еще одно важное преимущество, которое получает застройщик благодаря BIM, – это улучшение репутации, в частности, за счет появления инструментов для точного прогнозирования сроков, управления строительным процессом. С информационным моделированием строительная компания может сдать объект точно в установленный срок.
На форуме «Цифровизация аэропортов» вы читали доклад о том, как составить правильный EIR (ТЗ на BIM) подрядчику, чтобы BIM-модель «бесшовно» передавалась от стадии к стадии. Можете рассказать об этом в общих чертах?
Главный тезис: если правильно и в полной мере описать требования к модели и к ее информации перед началом каждого этапа (проектирование, строительство, эксплуатация), то на всех последующих стадиях работать с BIM-моделью будет значительно легче. В EIR должно быть зафиксировано огромное количество процессов, это почти таблица Менделеева. Есть «организационный» блок, в которым мы определяем стороны, участвующие в проекте, прописываем термины, цели и задачи, порядок и этапы выполнения работ, требования к плану выполнения работ, права на результаты работ. Есть «общие» требования: список моделируемых разделов, форматы данных и языки, программное обеспечение, структура разделов, система координат и так далее. К «техническим» требованиям мы относим: уровни проработки LOD, специальные требования к моделированию, дополнительные спецификации, актуальные для отрасли. Также в EIR обязательно будут указаны классификаторы строительных элементов и ПО, в котором можно на основе модели провести классификацию элементов, выгрузить их в виде ведомости объемов работ и затем представить в виде сметы. Последний крупный блок EIR – это проверки модели, их типы, частота и исключения, которые можно допустить.
Насколько актуальна тема применения BIM-модели на этапе эксплуатации?
Это горячая тема. Более того, у аэропортов уже сформировался запрос на продвинутые системы мониторинга аэропортовой инфраструктуры, которые прекрасно сосуществуют с BIM-моделями. BIM-модель может быть интегрирована с эксплуатационной средой, на ее основе могут быть развернуты процессы контроля, анализа данных, ведения графика обслуживания и ремонтов. На мероприятии об управлении недвижимостью с помощью инструментов BIM рассказывал основатель компания EcoDomus Игорь Старков.
Что тормозит внедрение BIM на этапах строительства и эксплуатации? Или пока у участников рынка просто не дошли руки до решения этой задачи?
Путь внедрения технологии – это путь проб и ошибок. В большинстве своем компании хотят выверенной методики с точностью 100% и гарантий роста эффективности. Мы же на начальном этапе внедрения технологии не можем предсказать, на сколько именно процентов в компании сократятся расходы. Фактически мы говорим о «вилке» 10-50%. Сегодня процесс внедрения BIM в проектировании и в службе заказчика уже отстроен, но 5-7 лет назад многие опасались войти в BIM технологию и сомневались в ее эффективности, то же самое мы видим сейчас и со строителями и службой эксплуатации. Но чтобы узнать, как BIM повлияет конкретно на ваш бизнес, нужно попробовать выполнить пилотный проект, опытную эксплуатационную среду общих данных, сделать выводы и перейти к масштабному развертыванию эксплуатационной системы. Кроме того, в России, в отличие от многих других стран, между BIM-интегратором и заказчиком не приняты отношения на базе success fee, что могло бы упростить задачу. Получается, что компания-застройщик не хочется ошибаться, не хочет принимать на себя риски, не хочет платить за экономию. Второе – это недостаточная прозрачность строительных процессов, которая многих устраивает. Это проблема до сих пор тормозит внедрение BIM во все отраслях. Говоря о прозрачности стройки с BIM, мы сталкивались с непониманием, ощущением, что мы хотим «закрутить» гайки, а на самом деле прозрачность выгодна всем. Заказчик понимает сколько стоит его объект, подрядчик понимает какой реальный объем ему необходимо построить, нет попыток завысить объемы и выставить дополнительные работы.
Есть ли в аэропортовой отрасли компании, готовые к тому, чтобы внедрять BIM на следующих после проектирования стадиях?
Надеюсь, что по результатам мероприятия мы определим компанию, которая будет готова сделать пилотные эксплуатационные модели хотя бы части аэропортовой инфраструктуры – взлетной полосы, рулежных дорожек, возможно и контрольно-диспетчерский пункт или небольшой терминал. Скорее всего, мы будем двигаться от простого к сложному и, надеюсь, через какое-то время увидим цифровой аэропорт такой, как, например, новый аэропорт Стамбула.
Какой аэропортовый объект больше всего подходит на роль пилотного?
В силу своего армейского опыта я хорошо знаю специфику аэропортовых объектов. Конечно, для заказчика будет целесообразно проработать в BIM аэродромный комплекс полностью – со светотехническим оборудованием, коммуникационными и слаботочными сетями, ливневой канализацией, и, конечно же, вышкой управления полетом. Кстати, между вышкой управления полетом и BIM-моделью на стадии эксплуатации много общего. Фактически мы создаем такую же цифровую диспетчерскую, только контролировать она будет не самолеты в воздухе, а все, что происходит в площадных, наземных и подземных зданиях и сооружениях. И конечно же все BIM активности будут направлены на бесперебойную работу аэропортов и обеспечение безопасности полетов.
Посмотрите запись доклада Александра Осипова и других спикеров онлайн-форума «Цифровизация аэропортов» на канале CSD.
Полезные материалы статьи, вебинары, документы по теме BIM для аэропортовой отрасли, доступны на сайте infrabim.csd.ru
Двигатели установлены на ее региональных турбовинтовых самолетах ATR 72-500...
Проект выполнен при поддержке компаний «Сирена» и ТКП...
Провайдер расширяет географию предоставления услуг ТО...
За всю историю программы было произведено около 1000 самолетов этого типа...
22 апреля приглашаем на онлайн-форум «Цифровизация аэропортов в 2021»...
«Аэрофлот» сформировал рабочую группу по масштабному изменению правил и практики перевозки животных...
В кооперации с FL Technics в аэропорту литовской столицы организуется передаточный центр...
Первые 12 специалистов, прошедших обучение в академии, приняты на работу в авиакомпанию в качестве...
Тренажер ALSIM ALX FSTD дает возможность выполнять полеты на нескольких классах воздушных судов...
На строительстве комплекса новой взлётно-посадочной полосы (ВПП — 3) Международного аэропорта...
Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"
Реклама