Авиа новости » Авторские статьи » Номер один, среди летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летчик-ас И.Н. Кожедуб - трижды Герой Советского Союза

Авторские статьи

Номер один, среди летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летчик-ас И.Н. Кожедуб - трижды Герой Советского Союза

Иван Кожедуб у своего самолета
И.Н. Кожедуб у истребителя Ла-5ФН — подарка колхозника В.В.Конева.

Даже современные молодые люди знают имя легендарного Советского аса Ивана Никитовича Кожедуба. Его слава вполне заслужена, ведь искусный пилот совершил за время фашисткой агрессии 330 вылетов в боевом режиме, в которых принял 120 стычек с противником, сбив 64 самолета врага. Примечательно, что при этом, Кожедуб никогда не был сбит и даже не катапультировался. Подобные чудеса объясняются высоким мастерством пилота: много раз машина Ивана была прошита немецкими снарядами, но ас все же дотягивал до родного аэродрома.

Становление летного искусства


Говорят, что талант гения проявляется уже в детстве. Любовь к небу обнаружилась у Кожедуба тоже рано, но лишь ближе к совершеннолетию, стремления стали выливаться в реальность. Родился Иван в простой украинской семье крестьян 8 июня 1920 года. Семья была бедной, так как родителям приходилось воспитывать пятерых детей: у Ивана было три брата и обожаемая всеми, сестра.

Родное село Ображеевка Черниговщины не было зажиточным. Отец все силы отдавал работе. Вечера отдыха он проводил за чтением книг. Полюбилось это занятие и будущему пилоту. Деревня рано сделала мальчика взрослым. Учась в семилетке, он помогал маме по хозяйству и работал подпаском в соседнем селе. Окончив школу, Ваня работал в библиотеке, одновременно посещая школу рабочей молодежи. Далее, была учеба в химическом техникуме. Именно здесь молодой человек почувствовал призвание к небу. Кожедуб записался в аэроклуб Шостки, который окончил в 1939 году.

Служба в армии была предопределена: это Чугуевская летная школа. Окончив курс, будущий истребитель упорно рвался в небо. Однако, его успехи были настолько зрелыми, что руководство назначило его инструктором при той же школе.

Военный гром


Внезапное нападение фашистов на родную землю заставило многих представителей молодого поколения стремиться на фронт. Иван Никитович был в первых рядах. Здесь ему снова не дали жить пылким сердцем. Холодный расчет показал необходимость эвакуации училища в казахстанский Чимкент, а где же там найти опытных летных инструкторов? Так Кожедуб снова оказывается в глубоком тылу. Здесь он находится до осени 1942 года, дослужившись до звания старший сержант.

Неоднократные рапорты об отправке на передовую были удовлетворены лишь в ноябре 42 года. Да и то, попав в московский гарнизон, Кожедубу пришлось проходить курсы подготовки для освоения новейших истребителей Ла-5. Таким образом, Иван вступил в реальную борьбу с врагом весной 1943 года.

Трудный путь наверх


В первом же воздушном бою Кожедуб оказался на волосок от гибели. Очередь из Мессершмидта прошила его Ла-5, после чего, поврежденная машина была обстреляна советскими зенитками. Пилот чудом дотянул до аэродрома. Начальство хотело перевести Ивана на пост оповещения. Только командир эскадрильи смог отстоять необстрелянного новичка.

В дальнейшем, Иван Никитович стал вести себя в воздухе более осмотрительно. Стараясь сберечь свою машину, летчик пытался поразить немцев с дальней дистанции, умело уходя от ближнего боя. Техника оставалась целой, однако и враг уходил без потерь. Счет геройским подвигам Кожедуба был открыт в Курской битве. 6 июля 1943 года, сороковой боевой вылет и наконец, первый сбитый Юнкерс-87. Вот и сказался опыт налетов: уже на следующий день еще один трофей, а вскоре, сразу два сбитых нациста за сутки.

Легендарный летчик-ас И.Н. Кожедуб
Легендарный летчик-ас И.Н. Кожедуб.


В будущем, Кожедуб стал регулярно уничтожать вражеские машины различных модификаций. В список поверженных попали истребители и бомбардировщики, Юнкерсы и Мессершмидт, а также, несколько более редких самолетов противника. Иван методично бил врага над западной границей России, в Украине и при взятии Берлина.

С ростом трофеев, повышались звание и должность аса. Младший лейтенант 43 года достиг майора в конце 1944. После первых сбитых самолетов, Иван Никитович стал командиром эскадрильи. Также, нашли обладателя ордена Красного Знамени. Кожедуб трижды Герой Советского Союза. Это заслуги двух заключительных лет войны. В 1944 Иван Никитович становится заместителем командира 176 Гвардейского полка. Он успешно осваивает новую модель истребителя Ла-7. Среди наград аса: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Красной Звезды; еще ряд отечественных и зарубежных наград.

Трижды герой Советского Союза И.Н. Кожедуб
Трижды герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.


Снова в бой


После Победы Кожедуб продолжил службу в ВВС страны. Совмещая учебу в академии с освоением реактивных МиГ-15, герой становится подполковником. Разгоревшийся военный конфликт в Корее 51-52 гг. заставил Ивана вновь встать на защиту угнетенных. Здесь он был командиром авиадивизией истребителей. Будучи отстранен руководством от реальных полетов, Иван настолько грамотно управлял частью, что потери на его участке были минимальны, а урон врага имел солидную величину.
В 1953 году генерал-майор авиации Кожедуб окончательно слагает боевое оружие, при этом, продолжая служить Отчизне.

Успехи в мирное время


Защита родного государства предопределяет дальнейшую карьеру Кожедуба. Окончив Военную академию при Генеральном штабе, Иван Никитович командует 76 воздушной армией. В дальнейшем, работа бывшего аса заключается в генеральном инспектировании Минобороны Советского Союза. В 1985 году Кожедубу присваивается звание маршала авиации.

Трижды Герой Иван Кожедуб успешно совмещал военное поприще с гражданской службой. В период с 1946 по 1961 годы Иван Никитович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР второго-пятого созывов. Во времена перестройки, 1989 – 1991 гг., мнение Кожедуба было тоже весомым: он избирался Народным депутатом страны. К сожалению, 8 августа 1991 года в Москве, сердце героя неба перестало биться. Однако, незабвенная память о летчике не увядает со временем. В честь героя называют улицы и скверы, самолеты и другую технику. Несколько автобиографических книг пилота учат молодое поколение мужеству и дальновидности. Подробнее о жизни аса можно узнать из документального фильма, снятого к 90-летию со дня Рождения истребителя. Жена, сын и дочь героя, к сожалению, уже отошли в мир иной. Однако, ныне здравствуют Анна и Василий, внуки легендарного летчика.

Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. 1985 г.
Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. 1985 г.





Похожие новости

Присоединяйтесь

Я хотел бы ветром быть и над землей лететь, к солнцу в снегах..
Дорога в облака
гр. "Браво"

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу